• Сегодня: Четверг, Апрель 18, 2024

Горные монорельсовые системы

Монорельс

Автор:
Евгений Смирнов


За последние 10 лет в России значительно выросли объемы строительства в горных регионах. Масштабное олимпийское строительство, работы по проектам корпорации «Курорты Северного Кавказа», строительство малых ГЭС в Северной Осетии, разворачивающиеся работы на Байкало-Амурской магистрали – все эти проекты ставят новые инженерные и организационные вызовы перед российской строительной отраслью.

Одним из таких вызовов является необходимость транспортного обеспечения строительства в сложных условиях перепадов высот, нестабильных грунтов, перепадов температур, разрушительных гидрогеологических процессов и сильных осадков. При строительстве в условиях перепадов высот и высоких природных рисков значительно осложняется транспортировка грузов и работников. В результате транспортные расходы могут увеличиваться в несколько раз.

Традиционным решением для доставки строительных грузов и персонала на объекты, отдаленные от постоянных транспортных путей, является строительство временных технических дорог. Однако в условиях сложного горного ландшафта временное дорожное строительство сталкивается  с рядом технических проблем и возникающим из-за этого серьезным увеличением дополнительных расходов.

Временные технологические дороги подвержены большому числу природных рисков – сходящие оползни и камнепады могут нанести временным дорогам серьезный ущерб вплоть до полного уничтожения. В силу этого даже временные дороги в горных условиях нуждаются в принятии решений по инженерной защите – укрепление склонов и строительство защитных барьеров.

Зачастую из-за выпадения осадков по временным дорогам могут перемещаться только тяжелые грузовики. В условиях переменного климата временные дороги подвержены обледенению, что приводит к необходимости установки цепей на колеса грузовиков или же использованию гусеничной техники.

Достаточно часто сложный ландшафт местности приводит к тому, что временные технологические дороги имеют крайне длинный и изломанный маршрут. В результате даже достаточно простые операции, такие как доставка рабочих и грузов на объекты, занимают длительное время и требуют больших расходов. Следует также отметить, что после окончания строительных работ временные технологические дороги требуют рекультивации.

В последнее время определенное распространение в России получило использование канатных дорог, являющихся более дешевыми, чем  временные технические дороги.  Тем не менее данное техническое направление имеет ряд ограничений. Канатные дороги достаточно сложны в монтаже, причем для их строительства требуется вертолет. По канатным дорогам осуществляются только грузовые перевозки и только по прямой. Канатные дорогие также требуют постоянного наличия оператора дороги. В условиях тумана или сильного ветра эксплуатация канатных дорог невозможна.

В настоящее время на российский рынок выводится новое решение, являющееся экономичной альтернативой временным техническим и канатным дорогам, – временные монорельсовые системы.

Временные монорельсовые системы обладают рядом серьезных преимуществ. Монтаж временной монорельсовой системы требует минимальных подготовительных работ.


Монорельсовые системы не требуют бетонных работ или строительства подпорных стенок


При строительстве монорельсовых систем не требуется вырубать лес, что позволяет сохранить природный ландшафт и не подвергать почву дополнительному риску эрозии. В результате значительно сокращаются расходы на транспортное строительство.

Монорельсовые системы легко справляются со сложным ландшафтом  – маршрут монорельсовой системы может следовать за изгибами местности, при этом минимальный радиус поворота монорельсовой системы составляет 6 метров, а транспортировка грузов возможна по склонам с углом до 45 градусов.  В результате становится возможной быстрая доставка грузов и рабочих – 10 минут по склону вместо часа по подъездной дороге.

Грузоподъемность монорельсовой системы может достигать 3 тонн, что сравнимо с загрузкой грузовика КамАз на наклонной дороге. При этом  монорельсовые системы значительно более экономны – они потребляют около 10 литров дизельного топлива за смену. Таким образом, использование монорельсовой системы позволяет значительно снизить расходы на топливо и оплату труда, т.к. монорельсовые системы могут эксплуатироваться без машиниста в режиме «лифта».


За один рабочий день бригада монтажников из 4 человек может установить около 50 погонных метров монорельса


При этом установка элементов монорельсовых систем требует минимального количества анкеров и не требует использования тяжелой техники.

Монорельсовые системы могут эксплуатироваться в любых погодных условиях. Средний срок эксплуатации монорельсовой системы составляет 5 лет. В случае необходимости демонтаж монорельсовой системы осуществляется легко и без использования тяжелой техники.

В настоящее время монорельсовые системы наиболее активно используются в Азиатском регионе. Так, испытанным комплексом решений, проверенных в течение 30 лет эксплуатации в сложных горных условиях Японии, являются монорельсовые системы Monotec. На мировом рынке также представлены европейские производители, в частности фирма Doppelmayr, предлагающая систему Monorack. Для российской строительной отрасли, вовлекаемой в масштабные проекты строительства в сложных условиях, монорельсовые системы могут стать дешевым и удобным средством решения транспортных проблем.

Евгений Смирнов

Автор журнала "Инженерная защита"