• Сегодня: Четверг, Март 28, 2024

Великий Устюг: инженерная защита вотчины Деда Мороза

Панорама Соборного дворища в Великом Устюге
1

Аннотация

Великий Устюг – древнерусский северный город, где сохранилось множество памятников средневековой архитектуры, и вотчина Деда Мороза. Каждую весну при разливе рек Сухона, Юг и Северная Двина возникает опасность затопления низменных территорий, а ледоход усиливает эрозию береговой линии. Первые попытки системного подхода к проблеме были предприняты еще в XVIII веке, но только в XXI веке власти окончательно определились с перечнем мер, необходимых для защиты исторического и культурного наследия Вологодской области, и приступили к их реализации.


Большинство россиян знают, что родина Деда Мороза — Вологодская область, а его резиденция находится в городе Великий Устюг. Успешный туристический проект, запущенный в 1999 году, дал импульс к развитию экономики и инфраструктуры города, но не решил одну из старейших проблем: каждый год с самого основания местные жители вынуждены справляться с последствиями весенних паводков. Разливы рек Сухона и Северная Двина регулярно затапливают прибрежные низины и размывают берега, создавая угрозу многочисленным памятникам средневековой архитектуры Русского Севера. С XVIII века градоначальники искали выход из сложившийся ситуации, и только с наступлением XXI столетия в этом вопросе лед тронулся.

От городища до вотчины

Первое поселение на месте слияния рек Сухона и Юг, образующих Северную Двину, относится к XII веку. Название город получает по географическому положению в устье реки Юг – «устье Юга», или «Устюг». В начале XIII века преподобный Киприан Устюжский закладывает первый на Русском Севере Михайло-Архангельский монастырь и строит деревянные церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Михаила. Фактически именно с этого момента началось настоящее развитие города на левом берегу Сухоны.

С середины XIV века на протяжении 110 лет город является центром самостоятельного Устюжского княжества и служит для ростово-суздальских князей опорным пунктом в их соперничестве и вооруженном противостоянии Великому Новгороду.

В 1397–1398 годах великий князь Василий I присоединяет Великий Устюг к Московскому княжеству. Расширение территорий, контролируемых Москвой, отодвигает границу государства от города, и тот постепенно теряет свое военное значение, но активно развивается как торговый центр, через который купцы идут к Белому морю. А во время правления Ивана Грозного роль Устюга как экономического центра настолько возрастает, что царь включает его в число опричных городов, и за населенным пунктом закрепляется название Великий.

В начале XV века на мысу, образованном Сухоной и оврагом, по дну которого протекал ручей, был заложен Покровский монастырь. Основной целью строительства было обеспечить устюжский посад фортификационными сооружениями на случай набегов новгородцев: были устроены земляные валы, с северной стороны вырыт ров. Городище с торговой площадью связывал подъемный деревянный мост.

В 1622 году на берегу Сухоны начинается строительство современного ансамбля Соборного дворища. На месте деревянного Успенского собора строится первый в Устюге каменный храм. Через девять лет пожар вынуждает жителей заново начать строительство, которое будет закончен только спустя 30 лет. Впоследствии он многократно перестраивался, так что до наших дней сохранилось лишь оригинальное основание стен. Примерно в это же время закладывают каменные соборы Прокопия и Иоанна Устюжских, церкви Богоявления Господня и митрополита Алексия, московского чудотворца.

В 1651 году пожар разоряет Михайло-Архангельский монастырь. Бедствие дает толчок каменному строительству: заново отстроены Михайло-Архангельский собор, церковь Введения, монастырская трапезная. Немногим позднее строится Владимирская надвратная церковь, а над местом захоронения преподобного Киприана возводится каменная церковь Преполовения Пятидесятницы. К середине XVIII века появляются двухэтажные настоятельские и братские келейные корпуса.

В результате серии административно-территориальных реформ, начатых Петром I и продолженных его последователями, статус Устюга несколько раз меняется, и в итоге он становится уездным городом Вологодской губернии.

Карта первоначального освоения территории Великого Устюга
Карта первоначального освоения территории Великого Устюга: 1 — предполагаемое место города Гледен, 2 — современный Троице-Гледенский монастырь, 3 — Соборное дворище, 4 — Михайло-Архангельский монастырь, 5 — Иоанно‑Предтеченский монастырь, 6 — территория устюжского посада и древнейшей Леонтьевской слободы, 7 — крепость Городище

В конце XVIII город оказался перенаселен, что привело к серии крупных пожаров, уничтоживщих большинство посадских зданий. Из нескольких проектов капитальной реконструкции города утверждается план землемера Голубева, который считается образцом сохранения старой застройки Великого Устюга.

Политика советской власти наносит большой урон самобытному архитектурному облику города, многие исторические памятники, в первую очередь – соборы, церкви и часовни, разрушают или перестраивают под светские нужды. Закрытый в 1919 году монастырь передается под организацию концентрационного лагеря, здания Михайло-Архангельского собора и Владимирской надвратной церкви передаются Великоустюгскому музею, а в годы войны на территории монастыря базируется Пуховическое военное пехотное училище. После 1945 года территорию гражданских сооружений монастыря занимает автотранспортный техникум. Также большевики закрывают Успенский собор и размещают там склад, другие храмы Соборного дворища передаются городу под хозяйственные нужды и для размещения госпиталя, также часть помещений получает музей.

В 1999 году по инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и действовавшего тогда губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева был создан туристический проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Комплекс разместили в нескольких километрах от города, и в первые три года увеличил число туристов, посетивших город, с 2000 до 32 000: желающие могли побывать в резиденции Деда Мороза, пройти по «Тропе сказок», посетить музей ледяных фигур, зимний сад и зоопарк.

Проект дал значительный толчок развитию экономики и инфраструктуры города. В целом на сегодняшний день в «родину Деда Мороза» вложено около 2 млрд рублей, половина из них – внебюджетные средства. К 2030 году в рамках стратегии развития Великого Устюга власти намерены увеличить турпоток до 650 тысяч человек.

Эрощия почвы в Великом Устюге

Мокрая история

Туристический комплекс вотчины Деда Мороза привлекает туристов преимущественно в зимний сезон. Весной турпоток падает, и жители Великого Устюга остаются один на один с извечной для их города проблемой – паводками.

Главным источником природных рисков для Великого Устюга являются реки Сухона и Северная Двина. Режим этих водных артерий характеризуется преимущественно снеговым питанием, вследствие чего каждую весну население города сталкивается с проблемой половодья. Холодный климат Вологодской области способствует образованию больших объемов льда. Так как Сухона в верховьях вскрывается раньше, чем устье, во время разлива реки регулярно возникают мощные заторы.

Для Великого Устюга опасным считается повышение уровня воды на 6 м над меженным урезом, и вероятность паводков такой мощности составляет 33,4%. Более мощные подтопления с отметками 7–10 м над меженным урезом также не редкое явление, но из за особенностей грунтов и рисунка рельефа происходят преимущественно выше по течению на участке Великий Устюг–Бобровниково. В период с 1877 по 2013 год в месте слияния Сухоны и Юга было отмечено девять наводнений, превысивших отметку 8 м, и два половодья, перешагнувших рубеж 9 м.

Но подтопление территорий Великого Устюга – не единственная проблема, с которой регулярно сталкиваются местные жители. Экстремально высокие половодья обычно совпадают с ледоходом, что многократно увеличивает повреждения зданий, инфраструктурных объектов и линий коммуникаций. Кроме того, ледоход способствует эрозии, разрушая песчаные берега поймы и террас. В некоторых пригородах Великого Устюга бровка берега отступает со скоростью 1 м в год, что вынуждает людей переносить постройки вглубь материка.

С угрозой паводков и эрозией береговой линии жители Великого Устюга борются буквально с первых лет основания поселения. Археологи установили, что первое городище располагалось на горе Гледен прямо при слиянии Сухоны и Юга в четырех километрах от современного центра города. Но менее чем через 100 лет люди были вынуждены переселиться на левый берег Сухоны, так как ежегодное половодье регулярно размывало берег, что сильно затрудняло не только строительство бытовых построек, но и оборонительных сооружений.

Но даже перенесенный на левый берег Сухоны город остался в зоне риска. Большая его юго-восточная часть находилась на террасе на высоте 2–4 м над уровнем реки, и во время весенних паводков частично подтоплялась. Есть документы, описывающее наводнение 1517 года: «В Устюге льдом город стерло, берег срыло, дворов множество снесло и людей многих утопило». К середине XVIII века эта проблема стала особо остро. Так, в 1761 году паводок и принесенные им льдины повредили множество зданий и сильно разрыли берег. Серия пожаров 1772 года окончательно убедила власти в необходимости реконструкции города, и губернатор Архангельской губернии Е.А. Головцын отдал распоряжение провести глобальную перепланировку Великого Устюга.

Была проведена детальная инструментальная съемка территории, и на ее основе составлен проект. Отдельно в нем указывалось, что береговая линия прежней застройки постоянно подмывалась Сухоной. Чтобы избежать вредоносного влияния реки на здания, было решено перенести их дальше от берега, а в черту города включить 288 га земель к 140 уже существующим. Также предусматривалась организация водосточных канав, осушение заболоченных участков с прокладкой дренажных каналов и организация водосборного пруда восьмигранной формы.

В 1780 году реализация плана Головцына была остановлена новым губернатором А.П. Мельгуновым, который поручил архитектору Левенгагену и землемеру Нестерову разработать новый проект. Критике подверглось решение поместить основной массив жилой застройки в низине, для которой риск затопления во время половодья, по мнению нового губернского главы, был слишком велик. По новой схеме Устюг отходил от реки и располагался преимущественно на верхней террасе берегового рельефа, когда исторически сложившаяся жилая зона с многочисленными каменными храмами оказывалась под запретом для застройки.

Со вступлением на престол Павла I, а потом – Александра I проект неоднократно пытались изменить, но ни один из планов не был утвержден императорами. Последнюю версию перепланировки Великого Устюга подготовил землемер Голубев на основе всех ранее проделанных изысканий. И именно она была одобрена в 1804 году.

Но попытки уменьшить ущерб от наводнений за счет перепланировки не решили саму проблему паводков. В 1807 году особо сильное половодье привело к изменению направления русла Сухоны. Новую береговую линию укрепили бревенчатым настилом. В 1851 году эта конструкция была заменена булыжным мощением, по которому позднее уложили слой железобетона. В 1866 году по проекту архитектора Авринского была сооружена дамба, названная впоследствии земляного мостом. Это сооружение в некоторой степени отрегулировало весенний режим Сухоны, преградив путь вешним водам через низменную территорию города к Двине.

Всего за XVIII–XIX века Великий Устюг пережил восемь катастрофических наводнений. А в XX веке жителям города пришлось справляться с последствиями паводков 21 раз. Один из самых крупных разразился 3 мая 1998 года. Резкий подъем воды в Сухоне начался рано утром, около полудня произошла подвижка льда, и начался интенсивный ледоход. На Северной Двине примерно в 5 км от точки слияния Сухоны и Юга образовался затор. Еще одна более мощная «пробка» образовалась на 8 км севернее. В итоге из-за нарушения естественного тока вода в Сухоне поднялась на 8,04 м. В зону подтопления попало более 12 000 га: 24 населенных пункта с общей численностью населения чуть менее 37 000 человек. Общий ущерб от наводнения составил более 300 млн рублей.

Набережная Великого Устюга

Взрывать не строить

Различные варианты решения паводковой проблемы в районе Великого Устюга рассматривались на протяжении всей второй половины XX века. Так как основным катализатором наводнений здесь являлись ледовые заторы, то очевидным решением было внедрение регулярные ледокольных работ на опасном участке.

Применение судов ледокольного типа в противозаторных мероприятиях – распространенная практика на Севере России. Но эффективность ее максимальна лишь в устьях рек, где имеются условия для спуска льда по всему руслу. В 1960-х годах Ленинградский институт водного транспорта рассматривал взламывание ледового покрова ледоколами в качестве предупредительной меры образования заторов, но из-за сложностей со спуском колотого льда, проблем с базированием ледоколов и отсутствием путей их безопасного подхода к заторам отказался от этого метода.

Поэтому вплоть до настоящего времени применялся метод ослабления льда путем его разрезания, хотя его эффективность оставалась спорной, так как заторы все равно образовывались. Поэтому дополнительно проводились взрывные работы на Северной Двине и Сухоне. Тем не менее, несмотря на огромные материальные затраты и нанесение серьезного вреда водному объекту, заметного эффекта добиться также не удалось. Подрыв льда уменьшал мощность заторов, но создавал новые «пробки» из-за закупорки живого сечения русла взломанным льдом на неподготовленном к вскрытию нижерасположенном участке.

Тем временем значительно обострилась проблема эрозии береговой линии. Разрушение грунта и размывы наблюдались как на левом, так и на правом берегу. Сложилась угроза двум ансамблям архитектурных памятников Великого Устюга – Соборному дворищу и комплексу церквей в Дымковской слободе на противоположной стороне Сухоны.

В 2000 годы местные власти инициировали активное обсуждение паводковой проблемы. Специалистами было предложено несколько решений. Оптимальным, но крайне затратным вариантом было признано выравнивание русла Сухоны. К тому же это могло привести к нарушению естественных водных биопроцессов и частичной гибели флоры и фауны района.

Равнинный характер побережья не позволял отводить паводки в замкнутые низины, как это делалось в Китае при разливах Хуанхэ. Углубление дна Сухоны было бы эффективным только если опустить горизонт на 1 м или более на участке в 20 км. Это потребовало бы удалить около 6 млн кубометров гравийно-галечных отложений из Сухоны и Северной Двины. Даже при достаточном финансировании, эти мероприятия необходимо было проводить ежегодно. При этом появлялся риск нарушения устойчивости береговых откосов и возникновению оползней.

Также рассматривалась возможность строительства двух противопаводковых дамб: одной – со стороны Сухоны, а другой – со стороны Северной Двины. Это гарантировало бы защиту практически всего города. Были проведены расчеты эффективности строительства гидротехнических сооружений, которые показали высокую эффективность мероприятия. Также на левом берегу Сухоны было решено построить набережную, которая не только станет украшением Великого Устюга, но и предотвратит размыв на участке от Соборного дворища и ниже по течению до слияния с рекой Юг.

В 2011 году на берегоукрепление и строительство набережной из федерального бюджета было решено выделить не менее 470 млн рублей. В 2014 году проект работ на участке в 1400 м был утвержден, началось строительство. Нижняя часть укрепления до середины откоса была выполнена из сборных железобетонных плит, уложенных по двухслойному обратному фильтру. Первый слой был отсыпан из щебня толщиной 10 см, второй слой – из гравия. Верхняя часть откоса была выполнена в виде решетки из сборных железобетонных элементов, заполняемой камнем с подсыпкой растительного слоя земли и посевом трав. По подошве откоса был установлен свайный ростверк, выполненный из двух свайных рядов. В настоящий момент строительные работы близки к завершению.

Бетонная сетка для укрепления набережной

В 2014 году Государственным гидрологическим институтом были разработаны рекомендации по способам защиты Великого Устюга от затопления при заторных наводнениях. Комплекс мероприятий включал строительство противопаводковой дамбы вокруг города, руслорегулирующие работы на островах и пляжах Северной Двины. Также будут предприняты меры по задержке ледяных полей в реках Сухона и Юг и создан русловый карьер по перехвату твердого стока реки Юг, который позволит регулировать образование донных наносов. Стоимость работ оценивается приблизительно в 1 млрд рублей. Для проверки эффективности данных мероприятий был проведен демонстрационный эксперимент на пространственной гидравлической модели узла слияния рек Сухона, Юг и Северная Двина на основе данных о ледоходе и формировании заторов в районе Великого Устюга в 2013 году.

На проведение дноуглубительных работ на Северной Двине в 2015 году было выдано шесть лицензий. По дноуглублению на 4–6 км Сухоны идет подготовка технической документации, был проведен конкурс по выбору проектной организации для корректировки проектно-сметной документации, который выиграло научно-производственное предприятие «Шельф».

Строительство противопаводковой дамбы в Великом Устюге намечено на ближайшие годы. Конкурс на проведение изысканий выиграл проектно-изыскательский институт «Севзапдорпроект», цена контракта – 14,9 млн рублей. Все проектные работы должны быть завершены в 2016 году. Комплекс мероприятий будет включать строительство дамбы протяженностью 6,5 км, а также устройство водосброса, организацию насосных станций и прудов-накопителей.

На основании всех вышеперечисленных мер можно предположить, что к 2020 году Великий Устюг наконец решит проблему весенних паводков. Сейчас многие исторические памятники города и окрестностей проходят процедуру реставрации, и реализация проектов по инженерной защите позволит эффективней сохранить историческое наследие Вологодской области. Обновив статус гидрологической безопасности, Великий Устюг сможет развиваться не только как вотчина Деда Мороза, принимая туристов зимой. Ликвидация основной группы природных рисков позволит ему стать круглогодичным музеем зодчества и культуры Русского Севера.

1