• Сегодня: Воскресенье, Июль 23, 2017

10 лет в канале: завершено расширение Панамского канала

Строительство шлюзов третей лини Панамского канала, 2015 год
1

26 июня 2016 года были официально завершены работы по расширению Панамского канала, которые длились более девяти лет и обошлись в 5,4 млрд долларов США. Проходимость канала была увеличена вдвое, что позволит создать между Тихим и Атлантическим океанам трафик судов вместимостью до 14 000 контейнеров. Ранее канал обеспечивал проход судов вместимостью лишь до 5 000 контейнеров. Столь значительно увеличить трафик стало возможно за счет открытия третей линии шлюзов.

Панамский канал расположен на одноименном перешейке между Северной и Южной Америками. Он был построен на деньги США и введен в эксплуатацию в 1920 году. До расширения, канал состоял из двух искусственных озер-водохранилищ и двух групп шлюзов – «Гатун» (со стороны Атлантики), «Мирафлорес» и «Педро Мигель» (на тихоокеанском побережье). Перепад уровня воды между океаном и каналом составил 25,9 м.

Изначальные размеры шлюзов были определены исходя из габаритов судов флота США. Пропускные сооружения имели размеры 33,53 м в ширину, 320 м в длину. Толщина стен составила 15 м у основания и 3 м на вершине. Запоры шлюзов толщиной в 2 м, шириной в 19,5 м и высотой 20 м были выполнены из стали.

Проект по расширению Панамского канала, реализация которого началась в 2006 году, опирался на три основные инженерные задачи: проложить новый канал между Тихим и Атлантическим океанами и оборудовать оба его устья новыми системами шлюзов; расширить и углубить уже существующие каналы, поднять максимальный уровень воды в озере Гатун. В итоге он позволил на 25% увеличить максимальную длину судов, следующих через перешеек, на 51% увеличить их ширину и на 26% – осадку.

Элементы строительства третей линии шлюзов Панамского канала
Элементы строительства третей линии шлюзов Панамского канала
1, 8. Углубление и расширение устья со стороны Атлантического и Тихого океанов
2, 6. Дополнительный канал для доступа к шлюзам
3, 7. Шлюзы с тремя водными камерами
4. Подъем максимального уровня воды в озере Гатун
5. Расширение и углубление навигационных маршрутов на озере Гатун и в канале Кулебра

До расширения канал имел два канала для прохода судов, каждый со своим комплексом шлюзов. Новый проект добавил третий канал с трехкамерными шлюзами в обеих точках выхода к океанам. Их габариты – 427 м в длину, 55 м в ширину и 18,3 м в глубину.

Как и в изначальном проекте, эти шлюзовые камеры заполняются за счет естественного тока воды без использования помп. Внутри шлюза маневрирование судов осуществляется за счет буксиров.

На, момент, когда строительство было только начато, предполагалось ввести в эксплуатацию новую линию в 2015 году, но к июлю 2012 года стало понятно, что проект отстает от графика примерно на полгода, и открытие было перенесено на 2016 год. В 2011 году были завершены земельные работы и начато возведение 46 бетонных монолитных шлюзовых камер высотой 30 м. К установке самих шлюзов строители приступили в 2014 году: вес каждых ворот варьировался от 3 285 до 4 232 тонн.

В августе 2015 года была обнаружена трещина в бетонной конструкции шлюза на тихоокеанском побережье, впоследствии были обнаружены еще повреждения стенок, устранить их удалось лишь к февралю 2016 года.

Предполагается, что третья линия шлюзов обеспечит 12% внутренней доходности Панамского канала. Увеличение трафика грузовых перевозок должно окупить инвестиции в проект менее чем за 10 лет. Расширение канала сократит время транспортировки товаров из Азии до восточного побережья США на пять дней, и по оценке аналитиков к 2020 году 10% контейнерных перевозок будет перенесено на побережье Атлантики. Это даст толчок к развитию к развитию портовой инфраструктуры на востоке США, а также в южноамериканских странах.


Справка

К началу XXI века трафик судов через Панамский канал во много раз превысил числа, изначально заложенные в проект. В 1934 году пропускная способность канала оценивалась в 80 млн тонн грузов в год, но к 2009 году через него переправлялось более 299 млн тонн грузов. Потребность в увеличении пропускной способности канала и послужила причиной для запуска проекта третей линии шлюзов.
В настоящий момент, когда мировой трафик морских перевозок переживает спад, мнения экспертов об актуальности расширения Панамского канала разделились: с одной стороны оно откроет новые горизонты для развития азиатско-американской торговли, но при этом не предоставит решения глобальным причинам снижения трафика. В настоящий момент предложение в сфере морских перевозок превышает спрос на 30%, и расширение перемычки между Тихим и Атлантическим океанами не гарантирует увеличения трафика.


На фото 1: строительство шлюзов третей лини Панамского канала, 2015 год.
Источник: Keith Yahl, www.flickr.com.
На фото 2: элементы строительства третей линии шлюзов Панамского канала.
Источник: пресс-служба Canal de Panama.


Больше новостей, аналитических статей и реальных кейсов
инженерной защиты в нашем журнале

Оформите подписку
в удобном для вас формате!


1