• Сегодня: Пятница, Декабрь 15, 2017

Трасса Салехард – Надым побеждает вечную мерзлоту

1

Прокладка самой северной дороги России приближается к финальной стадии. Автотрасса Салехард – Надым должна объединить полуостров Ямал с европейской частью страны. Тяжелые климатические и геологические условия сильно замедляют процесс выполнения работ: в настоящий момент завершено около 70% дороги, из 338 км 125 км введено в эксплуатацию, 53 мостов решат проблему с переправой через северные реки в период межсезонья.

Строительство дороги разделено на пять участков. В данный момент активные работы идут на 54-километровом участке 1241-1291, где запланировано возведение восьми мостов. На уже завершенных участках идет устройство оленьих переходов, а на проектируемых – расчистка от леса.

Все работы пр трассе проходят в условиях вечной мерзлоты, и нестабильность грунтов значительно усложняет процесс. Даже при температуре -40ºС по верхним болотистым слоям может бежать вода. Поэтому рабочее пространство приходится дренировать, обеспечивать дорогу средствами отвода грунтовых вод. Только на участке 1241-1291 проект предусматривает укладку девяти металложелезобетонных труб и более ста двадцати водопропускных труб. Для их укладки требуется заменить старый грунта на пригодный к строительству, устроить основание из геотекстиля, заполнить его сухим дренирующим песком, укрепить георешетками, засыпается щебнем, обеспечить термоизоляцию, засыпать. Большинство работ выполняется вручную.

Не менее кропотливым является и процесс прокладки самой магистрали. Чтобы избежать просадок грунта, участки уплотняют по несколько раз. В основание дороги укладывают специальный термостабилизирующий материал, поверхность и откосы армируют георешетками. Завершает каждый этап строительства рекультивация территорий: закрываются карьеры, их профиль выравнивается и засевается травой.

В настоящий момент строители готовят объект в весеннему паводку: до того, как река Надым вскроется ото льда, необходимо успеть завершить строительство опор моста. Он будет состоять из двухполосной автомобильной дороги и одноколейного железнодорожного пути. Длина моста составит 1334 метра, он станет последним звеном, которое свяжет западную часть Ямала с Большой землей.

Напомним, что 99% материалов, использованных при строительстве магистрали Салехард – Надым, произведены в России – в Тюмени, Челябинске, Кургане и Омске. Некоторые этапы этой дороги станут частью так называемого «Северного широтного хода».

1