• Сегодня: Понедельник, Июнь 26, 2017

Грузовые суда ждут расчистки Волго-Каспийского канала

1

Волго-Каспийской морской судоходный канал – единственный путь, связывающий порты Каспийского моря с сетью водных артерий России. Его стратегическое значение определяется необходимостью освоения нефтяных месторождений Каспия: канал обеспечивает транспортировку углеводородов как добытых на шельфе, так и проходящих транзитом в другие бассейны. Ежегодно после прохождения весеннего половодья некоторые участки канала значительно заиливаются, что препятствует проходу крупнотоннажных судов и значительно повышает стоимость транспортировки грузов.

Общая протяженность канала – 188 км, ежегодно для обеспечения навигационных габаритов канала проводится комплекс ремонтных дноуглубительных работ. В русловой части реки первые 90 км проходят по реке Бахтемир, и этот участок считается безопасным для судоходства в любое время года. Но в баровой и морской искусственной части канала, на которую приходится 102 км, выделяют участки, требующие регулярного мониторинга.

Навигационная глубина – 5,1 м, но в связи с общим падением уровня воды в Каспийском море и малоснежными зимами за последние 2-3 года на участках с 123 по 129 км и с 146 по 160 км глубина водного тракта уменьшилась до 4,5 – 4,2 м.

В середине апреля 2015 года из-за сочетания погодных и гидрологических условий сложилась сложная ситуация: на ряде участков реальная глубина канала опустилась до 3,4 м. В результате многие суда не смогли выйти из канала в море. Наметился дефицит продуктов питания на морских добывающих платформах: провизию пришлось доставлять вертолетами.

Для решения сложившейся ситуации к расчистке дна канала было привлечено четыре земснаряда: два из них предоставил астраханской филиал ФГУП «Росморпорт», на балансе которого находится сам Волго-Каспийской морской судоходный канал, два других были доставлены из других регионов.

На 2015 год «Росморпорт» запланировал извлечь со дна канала 5,4 млн м3 грунта, что примерно в два раза больше объемов предыдущих лет. В 2014 году со дна лимитирующих участков было снято 2,6 млн м3, а во время вывода в каспийскую акваторию крупногабаритных объектов ОАО «Лукойл» в 2012 и 2013 году – 2,99 и 2,73 млн м3 соответственно.

По мнению экспертов, для обеспечения безопасности судоходства в будущем необходимо увеличить объемы извлекаемого грунта до 6,5 – 7 млн м3 в год.

Необходимо заметить, что не все участки Волго-Каспийского морского судоходного канала подвержены заиливанию. Так в промежутке с 86 по 114 км дамбы обвалования по сторонам канала предохраняющие эту часть канала от заносимости. Южнее судоходный фарватер ограничен от мелководий дельты искусственными песчаными грядами 1 – 3 метра высотой над меженным уровнем. Эти искусственные насыпи а также естественные острова значительно снижают заиливание канала.

На фото: Земснаряд «Артемий Волынский» (судно класса К*R3 Dredger) на расчистке Волго-Каспийского морского судоходного каналеа в 2013 г.
Источник: пресс-служба Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт».

1