• Сегодня: Пятница, Апрель 28, 2017

Намывные территории Санкт-Петербурга требуют защиты от наводнений

Намывы в Финском заливе для обеспечения территориями активного жилищного строительства в Санкт-Петербурге сводят на нет пользу от дамбы. С этим утверждением 14 марта на III Съезде градозащитников России выступил режиссер и народный артист Александр Сокуров. По его мнению, необходимо пересмотреть проекты, связанные с созданием искусственных территорий в Финском заливе, так как они увеличивают риск наводнений в городе.

Санкт-Петербург имеет уникальные в своем роде гидрологические условия, связанные со сложным взаимодействием целого ряда процессов. Нарушение равновесия водных масс Балтийского моря и Финского залива, как из-за циклонов, так и по вине антропогенного фактора, может привести к образованию «длинной волны». В сочетании с ветровыми нагонами и сейшевыми колебаниями воды, она вызывает резкий подъем воды в заливе и дельте Невы. То есть провоцирует кратковременное, но сильное наводнение. Защитная дамба, перекрывающая вход в Финский залив, призвана ослабить «длинную волну» и предотвратить затопление. Но сокращение площади залива за счет намывов территории и изменение стоков Невы нивелируют положительное воздействие дамбы на гидрологическую обстановку.

Намывные работы на в Невской губе, в районе Сестрорецка, в Курортном районе и на других участках побережья существенно сокращают аккумулирующая способность акватории при закрытии всех затворов дамбы. Генеральный план застройки предполагает намыть до 10 тысяч га земли, но по мнению начальника отдела экологического мониторинга на Комплексе защитных сооружений Санкт-Петербурга Леонида Куратова, генплан не содержит точных расчетов аккумулирующей емкости Невской губы. В итоге новообразованные острова и весь город оказываются в зоне риска затопления.

По словам экспертов, проектным и строительным организациям, занятым в процессе намыва территорий в Финском заливе, следует обеспечивать сооружения средствами защиты, которые не уступают характеристикам, заложенным при строительстве дамбы – ее конструкция рассчитана на подъем воды до 5,4 м. А в случае, если строительство ведется со стороны морского фронта, то максимальная планка должна быть поднята до 7,5 м.

На фото: Намыв территорий «Морского фасада» на Васильевском острове, Санкт-Петербург.
Источник: Blog-Fiesta.com

Александр Косачев

Ведущий редактор журнала "Инженерная защита"