• Сегодня: Пятница, Март 29, 2024

Нефть в розлив. Специфика деятельности профессиональных аварийно-спасательных формирований в России

Ликвидация аварийного разлива нефти специалистами ПАСФ

Аннотация

Ликвидация разливов нефтепродуктов на море и суше является насущной проблемой для России. В настоящее время правовые и законодательные нормы, регулирующие деятельность профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ), требуют доработки. Одной из ведущих организаций в этой сфере является компания «ЭКОСПАС». Ее специалисты задействованы на ликвидации большинства чрезвычайных ситуаций. Также она выступает инициатором реформирования систем, регулирующих деятельность ПАСФ с целью обеспечить безопасность на опасных производственных объектах нефтяной отрасли и создать добросовестную конкуренцию на рынке услуг ПАСФ.


Разлив нефтепродуктов всегда влечет за собой катастрофические последствия. В экологическом плане он нарушает многие природные процессы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе. В экономическом — это потеря миллионов рублей и сотен человеко-часов рабочего времени. И если экосистема еще может со временем восстановиться при условии своевременного вмешательства специалистов, то финансовые и производственные затраты наверстать практически невозможно. Поэтому сфера деятельности профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ) так широка — от сертификации организаций нефтедобывающей и перерабатывающих отраслей до ликвидации последствий загрязнения.

“Черная” угроза

В 2014 г. было зафиксировано 1780 фактов разлива нефти и ее производных. Больше всего разливов нефти — 1506 случаев — было зафиксировано на почвенном покрове. Разливы нефти на водных объектах составили 78 случаев. При этом отрицательное лидерство среди регионов сохранил, как и в 2013 г., УрФО, где выявлено 1464 разлива, т. е. 82,2 % от общего числа разливов.

Крупные аварии в нефтяном комплексе чаще всего возникают из-за недопустимо высокого уровня износа добывающих и производственных мощностей и низкого технического уровня и качества эксплуатируемого оборудования. И если в процессе добычи разлив нефтесодержащих продуктов можно контролировать и оперативно пресечь, то утечка сырья при транспортировке чаще всего имеет катастрофические масштабы.

На нефтепроводах причинами аварий чаще всего становятся коррозия и усталость металла, увеличение давления и пульсация потока в магистрали, вибрация гребенки, подвижки грунтов под трубопроводом. В 83% случаев проблемы вызывает коррозия труб, но имеют место и сквозные локальные коррозионные повреждения — свищи, вызванные, как правило, действием блуждающих токов.

Порядка 40% от мирового объема перевозимых морем грузов составляет нефть. При ее транспортировке до 15 млн т попадает в океан вследствие аварийных разливов: в результате столкновений судов, при посадке танкеров на мель, из-за взрывов и пожаров, по вине метеорологических условий. И, конечно, нельзя забывать про плохое техническое состояние некоторых судов, допущенных до транспортировки.

Актуальной проблемой для России является также утилизация отходов нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. В Республике Коми, Чечне, Ханты-Мансийском автономном округе, Саратовской области и многих других регионах есть территории, где накопились значительные объемы промышленных отходов, и особую опасность представляют собой нефтешламы и нефтесодержащие отходы различных категорий. Их общий объем уже превышает 1,5 млрд т. Положение усугубляется моральным и физическим износом технологического оборудования: трубопроводов, скважин, запорной арматуры, который в отдельных случаях достигает 70%. Пока не существует безотходных технологий добычи и переработки нефти; вместе с почти полным отсутствием полигонов по утилизации промышленных отходов это только стимулирует увеличение объемов различных нефтешламов, а вместе с тем растет и угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.

Сейчас устранение последствий разливов и утечек лежит на плечах профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ). Но их роль в обеспечении безопасности намного больше. Законодательством Российской Федерации предусмотрено, чтобы ПАСФ не только реагировали на происшествия, но и вели превентивную деятельность, обслуживая и стратифицируя потенциально опасные предприятия на территории страны.

Ликвидаторы последствий

Важно помнить: чтобы ликвидировать последствия аварийных разливов нефти и обеспечить безопасность на предприятиях нефтедобывающего и перерабатывающего комплекса, а также на транспортных маршрутах, профессиональные аварийно-спасательные формирования должны обладать соответствующим уровнем компетенции и техническим обеспечением. Одним из лидеров в этой сфере в России является группа компаний «ЭКОСПАС». Созданная в 1998 году во исполнение решения Правительственной межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, она имеет широкую филиальную сель (45 филиалов и 12 территориальных подразделений), включая отделения в Северо-Западном федеральном округе — в Санкт-Петербурге и Первый Арктический центр в Мурманске.

Штат компании насчитывает около 800 аттестованных спасателей. «ЭКОСПАС» обслуживает более 1 тыс. предприятий, имеющих опасные производственные объекты, в том числе предприятия таких компаний, как «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», РЖД, «Сибур», «Каспийский трубопроводный консорциум», операторов шельфовых проектов на Сахалине и многие другие.

За 2014 год компания 27 раз привлекалась к работам, связанным с локализацией и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. Было задействовано в общей сложности около 170 профессиональных спасателей и почти 60 единиц различной техники. Это говорит о том, что в России проблема обработки экологических и экономических рисков в нефтяной промышленности стоит очень остро и требует соответствующей подготовки и экипировки со стороны ПАСФ. В частности, силы и средства формирований обязаны соответствовать рекомендациям МЧС России, сформулированным в Табеле минимальной оснащенности ПАСФ. Спасателям же следует иметь аттестацию минимум по шести специальностям: ликвидация аварийного разлива нефтепродуктов (ЛАРН), противопожарная служба, альпинистская подготовка, газоспасательные работы, оказание первой медицинской помощи и другим.

Однако уровень подготовки сотрудников и техническое обеспечение ПАСФ в России в настоящий момент четко не регламентированы, нет единых подходов и требований к этим организациям, выработанных на государственном уровне. По мнению экспертов, эти компании должны обладать достаточными возможностями для выстраивания эшелонированной системы реагирования: в зависимости от оперативной обстановки привлекать нужное количество человеческих и технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязательным требованием является наличие оперативной диспетчерской дежурной службы и эффективной системы управления, позволяющей координировать действия подразделений и взаимодействовать с МЧС России и другими ведомственными структурами по заранее выработанному регламенту.

На сегодняшний день на рынке аварийно-спасательных работ представлено немало организаций. Проблема заключается в том, что некоторые из них являются полноценными ПАСФ только на бумаге. Нередко они не располагают даже базовым оборудованием, необходимым для ведения работ. В связи с тем что у них отсутствуют затраты на обслуживание техники, приобретение нового оборудования, обучение и содержание персонала, они могут проводить и проводят демпинговую политику. Хотя качество их услуг вызывает большие сомнения, на фоне квалифицированных и полностью оснащенных организаций их предложение выигрывает в финансовом плане. Некоторые компании, занятые в сфере добычи, хранения, транспортировки и переработки нефти, стремятся сэкономить на мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В итоге они заключают договоры с подобными недобросовестными структурами.

Еще один тип ПАСФ – это областные, муниципальные и иные формирования. Так как их финансирование ведется за счет бюджета, они также имеют возможность заключать договоры на обслуживание ниже рыночной стоимости. Тем самым создаются условия для недобросовестной конкуренции, причем, даже выиграв в «ценовой войне», эти организации не всегда имеют достаточный технический и человеческий ресурс, чтобы обеспечить соответствующий надзор над вверенными им объектами.

Экономя на профессиональной поддержке опасных объектов при формально соблюденной букве закона, организации значительно повышают риски тяжелых экологических и экономических катастроф. Развитию данной ситуации способствует отсутствие в России четко сформулированных стандартов профессиональной деятельности ПАСФ.

До сих пор не приняты унифицированные нормы оснащения профессиональных аварийно-спасательных формирований. Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России разработали ряд нормативов для выполнения работ по локализации разливов нефти и нефтепродуктов, но входящий в них перечень оборудования требует утверждения на законодательном уровне, чтобы система начала работать эффективно.

Также открытым остается вопрос выработки целостной системы аттестации спасателей аварийно-спасательных служб и формирований. Согласно действующему законодательству, один раз в три года ПАСФ обязаны проходить периодическую аттестацию. Но ни одна аттестационная комиссия не обладает достаточным спектром полномочий для проведения аттестации по нескольким видам работ, особенно в тех случаях, когда эти работы относятся к различным ведомственным структурам.

Например, для ПАСФ, задействованных на объектах, осуществляющих добычу, переработку, хранение и транспортировку нефтепродуктов, полномочия по аттестации распределены сразу между несколькими министерствами: Минтрансом, Минэнерго, Ростехнадзором и другими. Нередко аттестационные комиссии используют методические рекомендации разных министерств и ведомств, не учитывающие специфику проведения аварийных работ подразделениями, непосредственно не задействованными на ведомственных объектах.

Кроме того, аттестация ПАСФ нередко проводится без учета возможностей наращивания сил и средств для ведения работ на объектах различного уровня — от локального до федерального. В итоге получение всего комплекса разрешающих документов превращается в крайне затратное мероприятие. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо определить единые подходы по выработке общих методических рекомендаций при проведении аттестации и выработать типовой табель оснащения ПАСФ. Аттестационные комиссии следует наделить полномочиями по привлечению специалистов из других ведомственных структур для аттестации формирований, задействованных на объектах различных министерств и ведомств.

Разделяя ответственность

В конце декабря 2014 года комитет Государственной думы по природным ресурсам и экологии совместно с компанией «ЭКОСПАС» провели круглый стол, посвященный проблемам обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных работ на территории России. По итогам заседания ряд рекомендаций был направлен в Правительство Российской Федерации.

Среди них — серия поправок к федеральному закону № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года. Они предполагают наделить Правительство РФ полномочиями в установке правил и требований к планированию и организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Также были рассмотрены проекты о внесении изменений и дополнений в другие постановления правительства, что должно способствовать решению вопросов обеспечения экологической безопасности России и правовой регламентации осуществления аварийно-спасательных работ на суше.

В настоящий момент в нормативных и правовых актах есть пробелы, которые не позволяют обеспечить ПАСФ эффективную работу на территории страны. Например, существуют существенные отличия между правовым регулированием и обеспечением безопасности на суше и на море. Так, до сих пор работы по ликвидации нефтяных загрязнений на суше формально не относятся к аварийно-спасательным. Чтобы устранить эти несоответствия, было предложено разработать поправки к 5-й статье Федерального закона № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года.

Однако ответственность за экологическую и экономическую безопасность лежит не только на плечах правительства и сертифицированных ПАСФ. Во многом деятельность предприятий нефтедобывающего и перераба тывающего комплекса определяет степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Сейчас требования к ним не очень высоки, и это позволяет недобросовестным управляющим компаниям злоупотреблять своим положением, в основном в целях экономии финансовых средств.

Так, важным моментом является существенное ослабление требований к безопасности товарно-сырьевых складов и баз хранения горючих жидкостей, имеющих объемы хранения менее 1 тыс. т. Это создает условия для вывода подобных предприятий из реестра опасных производственных объектов (ОПО) и создает риски возникновения чрезвычайных ситуаций локального характера. Среди всего прочего участились случаи перераспределения запасов горючих жидкостей по нескольким местам хранения, занижения их реальных объемов и уклонения от регистрации объектов в государственном реестре ОПО. Вследствие этого риск возникновения аварии только увеличивается, так как исключение из реестра фактически ликвидирует необходимый контроль над объектами и препятствует планированию мероприятий по предотвращению разливов нефтепродуктов. При этом подобные объекты могут находиться и в густонаселенных районах, что может привести к серьезным экологическим последствиям и даже человеческим жертвам.

Подводя итоги

От аварий с разливом нефтепродуктов страдает не только животный и растительный мир. Серьезный урон наносится экономике региона, где произошел инцидент: убытки несут промысловые предприятия, сельское хозяйство, транспортная и городская инфраструктура. Так как чаще всего утечки поражают водные ресурсы, проблемы возникают во всех сферах человеческой деятельности, где необходимы большие объемы воды.

Среди ученых нет единого мнения о долгосрочных эффектах подобных происшествий: с одной стороны, разливы нефти оказывают негативное воздействие на окружающую среду на протяжении многих лет и даже десятилетий, с другой — хотя краткосрочные последствия крайне серьезны, пострадавшие экосистемы восстанавливаются за достаточно короткое время.

Однако, так как вопрос касается не только окружающей среды, но и хозяйственной, промышленной и бытовой сферы человеческой жизнедеятельности, решение каждой из проблем в этом комплексе стратегических задач обеспечения безопасности имеет приоритет.

Выше мы описали далеко не все проблемы, которые ведут к росту рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах. Разрешение кризисных ситуаций зависит от профессиональной подготовки и технического обеспечения ПАСФ. Компания «ЭКОСПАС» и другие ответственные формирования обеспечивают экологическую безопасность России в рамках доступных им полномочий и средств. И оставлять без внимания их реальный опыт, который позволяет выявлять слабые звенья существующей системы, нельзя.

Александр Никулин

Заместитель генерального директора ООО «ЭКОСПАС»