• Сегодня: Четверг, Ноябрь 23, 2017

Канада и Россия: сквозь зеркало Арктики

Панорама города в Канаде во время половодья

Аннотация

Проблемы, с которыми сталкивается Канада в области экологии, похожи на российские. В статье рассматривается опыт изменений в системе управления природными рисками в Канаде как за XX в., так и в последние годы. Приводятся данные наиболее крупных стихийных бедствий, происшедших в Канаде: наводнений, начиная с конца XIX в., горных обвалов и др. Кроме того, рассматриваются способы извещения населения о наводнениях и методы предупреждения лавиноопасности. Проблемы экологии нефтедобычи, отступления вечной мерзлоты стоят сегодня и перед нашей страной.


Канаду часто сравнивают с Россией. Сходное географическое положение, большие территории, северный климат… О различиях, которых тоже немало, стараются не вспоминать. А они важны: разница в количестве населения, в заселенности северных территорий, в развитии промышленности… Насколько опыт Канады может быть востребован в России и наоборот?

Хоть похоже на Россию…

Канада издавна привлекала русских исследователей и мыслителей. Сведения о событиях на североамериканском континенте публиковал еще журнал М. В. Ломоносова, а знаменитый российский историк Н. М. Карамзин и вовсе представил Канаду как некий образец для России. В 1803 г. в журнале «Вестник Европы» он напечатал две небольшие зарисовки: «Письмо одного англичанина из Квебека» и «Письмо одного молодого француза из Монреаля». Канада подавалась в них весьма в положительном ключе: «Жилища наши не вмещают хлеба, а скотине нет уже места на лугах», «Дороги от селений к селениям очень хороши»…

Главная причина канадского процветания определялась очень просто: «кроткое правление и всеобщее увольнение от податей». Впрочем, здесь скорее выдается желаемое в России за действительное в Канаде. Более объективно к оценке страны на другой стороне глобуса подошли во второй половине XIX в. Канаду с Россией сравнивали очень многие, а декабрист и известный публицист Дмитрий Завалишин в 1882 г. опубликовал статью «Сибирь и Канада», в которой проводил множество параллелей между двумя территориями. Но в то же время Завалишин указывал и на ряд принципи-альных различий: Канада развивалась за счет добровольных переселенцев, Сибирь же стала местом ссылки, и даже целые свободные селения приписывались к заводам. В Сибири добывали меха, а в Канаде также развивали лесопромышленность и рыболовство.

И в итоге Завалишин делал общий вывод не в пользу Сибири: здесь не было такого крупного города, как Монреаль, а также ни километра (на то время) железных дорог. Завалишин считал, что «дурное правление» сдерживает развитие очень перспективной территории. Соглашаясь со знаменитым декабристом, проведем еще ряд сравнений между двумя странами.

Канада — вторая страна в мире по величине территории (после России) и также разделена на две части: южную, более заселенную и экономически развитую, и северную — с небольшим количеством населения и слабой экономикой. Россия является самой холодной страной мира. В Финляндии, например, среднегодовая температура, благодаря Гольфстиму, +1,5 ºС, в Исландии — +0,9 ºС, а в России — –5,5 ºС. В Канаде немногим теплее: –5,1 ºС.

Но в Канаде самый северный крупный город Эдмонтон, центр провинции Альберта, расположен на широте Орла и Самары. Южная оконечность легендарной канадской провинции Юкон, знакомой нам по книгам Джека Лондона о золотой лихорадке, находится на широте Петербурга. В Канаде, как и в России, велика роль сырьевой экономики. Однако при населении 31 млн человек Канада производит 1,9 % мирового ВВП (Россия — 2,6 %), входит в семерку ведущих экономически развитых государств.

Но тем не менее климат диктует свои условия, и в этом секторе у наших стран гораздо более общих черт, чем в экономике.

Вода, вода, кругом вода…

Весьма схож и в России и в Канаде стихийные бедствия. Главной проблемой Страны кленового листа являются наводнения. Причины их возникновения вполне предсказуемы и традиционны: таяние снегов, паводок, штормовые ливни и пр.

За последние 100 лет в Канаде зафиксировано около 250 крупных наводнений. Страховые компании не страхуют от наводнения частные дома — пострадавшим выделяются государственные субсидии.

Первое описанное канадское наводнение произошло в 1826 г. А наводнение 1894 г. в провинции Британская Колумбия сегодня считается эталоном, по которому оценивают силу современных бедствий.

В последующие годы канадским правительством был предпринят ряд защитных мер — строительство дамб вокруг городов, отводных каналов и т. д., но в итоге все это было с легкостью преодолено водой в 1948 г. — 2 тыс. жителей потеряли дома, а 16 тыс. были временно эвакуированы. Интересно то, что оба крупнейших наводнения были вызваны целым рядом взаимосвязанных причин: холодная зима с обилием снега, большое количество снега в горах, резкое потепление весной, сильные дожди и океанские приливы. Но если раньше, как мы видим, для нового совпадения всех этих факторов потребовалось больше пятидесяти лет, то в наше время в связи с изменениями в климате подобное случается гораздо чаще.

Сильнейшее наводнение 1987 г. в Монреале было вызвано июльскими дождями. Всего за 2,5 часа выпало более 100 мм осадков. Ливневая канализация города была рассчитана максимум на 36 мм в час. Кстати, июньское наводнение этого года в Сочи также было вызвано выпадением 100 мм осадков, но еще в более короткий период — всего за час. 350 тыс. зданий в Монреале и окрестностях оказались без электричества, был снесен ряд скоростных дорог. Это наводнение заставило городские власти создать общее координационное бюро по чрезвычайным ситуациям.

В 1997 г. в Манитобе произошло так называемое «наводнение века», во время которого было эвакуировано 22 тыс. человек. Вода в Ред-ривер поднялась на 17 м. Однако наводнение 1979 г., значительно уступающее «наводнению века», заставило эвакуировать 40 тыс. человек. В разнице этих цифр наглядно видна работа, проводимая правительством Канады по предотвращению последствий наводнений.

Природа словно отвечает на усилия властей Канады, стараясь доказать свою силу. Если за период до 1990 г. только три наводнения принесли ущерб свыше 500 млн долларов, то за последние годы их было уже девять.

В 2009 г. бедствие повторилось, и в некоторых местах ширина реки Ред-Ривер достигала 16 км. Значительная часть главного шоссе, соединяющего Виннипег и США, была затоплена.

Вокруг Виннипега после наводнения 1950 г., принесшего значительные убытки городскому хозяйству, был построен 47-километровый канал, ширина которого практически равна ширине Ред-Ривер. За период с 1968 по 1999 г. канал спасал город 20 раз. Однако в связи с усилением ударов стихии в 2005 г. был начат проект по расширению и углублению канала, стоимостью более 600 млн долларов.

В 2011 г. в Квебеке произошло сильнейшее за 150 лет наводнение. В результате пострадало около 3 тыс. домов, были разрушены дороги провинциального и общеканадского значения.

Сильнейшим за последние 100 лет стало наводнение 2013 г. в Калгари. Нефтяная столица страны полностью оказалась под водой. Были подтоплены тысячи зданий, включая знаменитую ледовую арену, вмещающую 19 тыс. зрителей, где вода поднялась до 10-го ряда. Был эвакуирован зоопарк, а животных временно перевели в камеры для подсудимых городского суда. В 25 городских районах было объявлено чрезвычайное положение, эвакуировано свыше 75 тыс. человек. Кстати, только 1500 из них обратились в специальные пункты — все остальные разместились у друзей, родственников, а значительное количество — просто у незнакомых людей, предоставивших свое жильё для эвакуированных. Работа с населением — один из важнейших пунктов по преодолению последствий природных катастроф в Канаде.

Это наводнение стало самым дорогостоящим по сумме ущерба и самым разрушительным стихийным бедствием в истории Канады. Общая сумма ущерба превысила 1,7 млрд долларов.

Жителей извещали о текущих событиях всеми возможными способами, в том числе через интернет-сервис коротких сообщений Twitter. Различные службы публиковали сообщения под одним хэштегом.

Особое внимание правительство Канады уделяет доступности дорог во время наводнений. Разветвленная дорожная сеть строится с таким расчетом, чтобы в случае стихийного бедствия и перекрытия части трасс всё равно можно было достигнуть любой местности. Дороги в Канаде оснащены световыми табло, которые в случае стихийных бедствий указывают на закрытые участки трасс и сообщают маршрут, по которому можно добраться до необходимой вам точки.

В прошлом году начат национальный проект замены традиционных асфальтовых покрытий пористым кирпичом и гравием, которые позволяют воде беспрепятственно уходить с улиц.

В 2014 г. университет Ватерлоо в Онтарио и страховая компания Intact Financial начали совместную программу, состоящую из 20 различных проектов, уменьшающих последствия наводнений. Помимо всего прочего, в городах будут строиться искусственные биотрясины, представляющие собой временные накопительные емкости для излишков воды. Также будет произведено восстановление городских заболоченных мест.

Вулканы и землетрясения

Самый известный вулкан Канады — Бейкер, хоть он и находится в США, недалеко от канадской границы. Но если для США место расположения вулкана — это окраина, то в Канаде вулкан виден практически из любой точки Ванкувера. И не только.

Бейкер входит в цепь вулканов Каскадных гор, являющихся частью Тихоокеанского Огненного Пояса. Сегодня в этом поясе от Северной Калифорнии до Британской Колумбии существует около 15 вулканов, несущих опасность извержения.Тем не менее самый активный из них просыпался около тысячи лет назад, а о времени последнего извержения большинства доподлинно не известно.

Постоянная активность Бейкера наблюдается с 1495 г. С этого времени произошло 50 крупных и 20 катастрофических извержений. В частности, известны извержения 1843, 1854, 1858 и 1870 гг. Однако ни одно из них не стало причиной серьезных убытков. Они завершались всего лишь выбросами лавы и пепла, а столб дыма из кратера достигал 600 м в высоту.

Последнее извержение произошло в 1975 г. При этом наблюдались выбросы пара, пепла и повышенное выделение тепла. В леднике из-за этого возникло озеро слабой кислоты, вследствие чего вид горы сильно изменился. Ученые предсказывали дальнейший рост активности вулкана, однако он замолчал и по сей день не беспокоит жителей юга Канады.

Квебек, согласно одной из версий, расположен на 160-километровом разломе земной коры, проделанном мезозойским метеоритом. Слабые толчки здесь фиксируются аппаратурой каждые пять дней, но до серьезных или хотя бы ощутимых землетрясений доходит редко.

Самые значительные землетрясения произошли в Канаде в 1732, 1935, 1944, 2010 и 2013 гг. В период с 1980 по 2000 г. было зафиксировано 16 землетрясений сильнее, чем 4,0 баллов по шкале Рихтера, однако серьезных разрушений они не принесли. Последнее землетрясение (2013 г.), оценивающееся в 5,2 балла, с эпицентром в провинции Квебек также не принесло никаких разрушений.

Несмотря на то, что все здания в Канаде проходят сертификацию на сейсмоустойчивость и работает постоянная служба предсказания землетрясений, по мнению специалистов из страховой компании Insurance Bureau of Canada, страна к сильным землетрясениям не готова и в случае землетрясения от 8 баллов убытки экономики могут составить более 75 млрд долларов и, по принципу домино, обвалить экономику страны.

Горные обвалы и камнепады

29 апреля 1903 г. в результате обвала скалы был полностью уничтожен канадский город Франк. Вершина горы Тартл с высоты около 900 м двинулась вниз, а площадь, с которой произошел срыв пачки известняков, составила почти 1,5 км2. Толщина оползневого тела достигала 120–150 м. Оползень двигался со скоростью 160 км/ч, а его объем составил около 30 млн м3. Часть Франка была погребена под оползневой массой вместе с 70 жителями. Причиной катастрофы стали горные выработки угля в скале, а также землетрясение, произошедшее за год до катастрофы и сдвинувшее скальные породы.

Другой катастрофический горный обвал произошел в 1912 г. под Ванкувером. Выработанные медные рудники спровоцировали обвал, и камень похоронил под собой лагерь с рабочими — погибло 60 человек, включая женщин и детей.

Существует в Канаде и естественная оползневая опасность — в основном в низменных районах реки Св. Лаврентия и долине реки Сагеней в Квебеке. Это довольно населенные сельскохозяйственные территории. Причиной оползней является разжижение глины после длительных дождей.

В мае 1971 г. оползень в Сент-Жан-Вианней разрушил 40 домов и погрёб под собой более 30 человек. Это была последняя крупная подобная катастрофа в Канаде, после которой правительство перенесло ряд населенных пунктов, находящихся в опасных зонах, и укрепило часть склонов.

Крупные горные обвалы происходят регулярно, однако никаких проблем уже не вызывают. Последний произошел 19 апреля этого года на скале Ставамус-Чиф — одном из крупнейших гранитных монолитов в мире. По оценкам Канадской королевской конной полиции, объем отколовшегося куска составил 100 м3. Альпинисты, находившиеся выше уровня обвала, отделались легким испугом.

Тихо по веткам шуршит снегопад

Гораздо большей проблемой для Канады является сход снежных лавин. Здесь, кстати, существует прямая параллель с Россией: непосредственную угрозу схода лавин испытывают 8 городов России (не считая поселков и менее крупных населенных пунктов). Еще в 36 наших городах лавины могут повредить городские коммуникации.

В Канаде ежегодный прямой ущерб (разрушения построек и пр.) в период 1979–1984 гг. составлял около 350 тыс. долларов.

Снеголавинными исследованиями в Канаде занимается специальная группа, работающая в основном над обоснованием строительных проектов. Ею выполняются крупномасштабное картографирование опасных участков, прогнозирование лавин и оперативное предупреждение о них. Кроме того, данная группа руководит профилактическим спуском лавин на автодорогах и т. д.

В 1980-е гг. в Канаде принят ряд законов, использующих экономическое побуждение против рискованного строительства на лавиноопасных участках.

Однако по-прежнему большой проблемой остаются сходы лавин на автомобильных и железных дорогах, которые не всегда можно не только перенести, но и в достаточной мере обезопасить. Сегодня наилучшим решением является сочетание защитных сооружений, таких как навесы и лавинорезы, с артиллерийским обстрелом. Участок Трансканадского шоссе на перевале Роджерс в Британской Колумбии на сегодняшний день является образцом защищенной дороги, на который ориентируются во всём мире.

Железная дорога через перевал действует с 1886 г. В 1916 г. туннель Коннахт заменил 8 км галерей, 35 км пути и увел дорогу от наиболее опасных лавин. В 2001 г. он был включен в Зал Славы железных дорог Северной Америки.

В 1948 г. через перевал начали проектировать шоссейную дорогу. Длина участка должна была составить 83 км. После масштабных исследований на перевале было обнаружено 74 лавиноопасных места. Строительство трассы началось в 1959 г. и закончилось в 1962-м. В наиболее опасных местах были возведены 9 массивных бетонных галерей общей длиной более 1,5 км. В других местах были построены отклоняющие и задерживающие стенки, многие из которых на тот момент не имели аналогов. Кроме того, с 15 точек ведется профилактический артиллерийский огонь.

Сегодня в Канаде действует около 20 так называемых «лавинных школ», регулярно проводятся семинары и симпозиумы по лавинной тематике. В России также проводятся научные и практические семинары, однако регулярно действующие лавинные школы еще не созданы.

Благодаря постоянной работе ущерб от лавин в Канаде практически сошел на нет.

Канадская тундра

Нефть

Канада — седьмой по величине производитель нефти в мире. Нефтедобывающий регион — Альберта — имеет свою особенность, которая отличает местную нефтедобычу от большинства стран. В провинции имеются два вида нефти, отличающиеся друг от друга происхождением, возрастом и местом залегания. Первый вид — это «традиционная» нефть, залегающая на больших глубинах. Второй вид добывается из нефтяных, вернее, битуминозных песков методом карьерной добычи. И здесь начинаются проблемы. Канада одной из первых подписала документы об ограничении выбросов углекислого газа, а битуминозные пески Альберты — мощнейший источник их выбросов. Тем более Канада намеревается увеличить площадь добычи вдвое уже в течение ближайших десяти лет. Новый процесс экстракции, называющийся «паровой активированный дренаж», не только наносит ущерб ландшафту, но и ускоряет климатические нарушения.

Нефть из Альберты поставляется в основном в США, где многие «зеленые» возражают против таких способов ее добычи и, соответственно, против строительства новых трубопроводов. Однако Белый дом заявил, что новый трубопровод будет служить национальным интересам лишь в том случае, если «не усугубит значительно проблему выбросов углекислого газа». Дебаты теперь сосредоточены вокруг слова «значительно».

Подобные дискуссии ведутся и в Канаде. «Воздействие на окружающую среду надо принимать во внимание наравне с энергетической безопасностью страны», — говорит климатолог Эндрю Уивер из Университета Виктории (Канада), член парламента Британской Колумбии от партии «зеленых».

Работа по сокращению выбросов в Канаде проводится постоянно. Управление по охране окружающей среды Канады сообщает, что в 1990–2010 гг. при работе с битуминозным песком выбросы были сокращены на 26% на баррель нефти. В 2007 г. провинция Альберта приняла закон, который требует от всех производителей сокращения ежегодной интенсивности выбросов (показателя выбросов по отношению к продукции) на 12% или уплаты налога в размере 14 долл. на каждую тонну выбросов сверх нормы. Сегодня с помощью этого налога собрано уже около 400 млн долларов, которые в основном вкладываются в добычу чистой энергии, а около 79 млн из них инвестировано в проекты, связанные с уменьшением вреда при добыче нефти из песков.

Вечная мерзлота не вечна?

По утверждению канадских исследователей, только за последние двадцать лет температура на берегах Канадского залива Джеймса (залив в южной части Гудзонова залива) увеличилась на 2 °С. С 1960 г. вечная мерзлота отступила на север почти на 130 км. Подобное «размораживание» приносит целый ряд проблем. Особые опасения ученых вызывает метан, «вмороженный» в вечную мерзлоту и являющийся в 22 раза более активным парниковым газом, чем СО2.

Последствия данного процесса проявляются уже сегодня: дороги и здания, построенные на вечной мерзлоте, теряют основу. «Это, наверное, самая обсуждаемая тема разговоров о том, что происходит, — говорит мэр города Инувик Дэнни Роджерс. — В городе есть районы, которые просто смывает».

Не менее важна эта проблема и для России, 65% территории которой занимает вечная мерзлота. В этих местах добывается 90% российского газа и 75% нефти. На северных территориях в России построены города, проложены тысячи километров дорог и магистральных трубопроводов. Столь мощной инфраструктуры за Полярным кругом нет ни в одной стране мира. Население упомянутого Инувика, например, — всего 3,5 тыс. человек. Для Канады это довольно крупный населенный пункт на вечной мерзлоте.

Согласно оценкам «Росгидромета» за последние 25 лет температура вечной мерзлоты на севере Западной Сибири поднялась на 1 градус. И в Канаде, и в Сибири начинает стремительно меняться ландшафт: появляются и исчезают озёра, размываются дороги и пр.

Как в Канаде, так и в России проводится ряд исследований, которые должны помочь понять, каким образом можно минимизировать ущерб потепления. В «Газпроме», например, уже введены новые ТУ для строительства в вечной мерзлоте, рассчитанные на потепление, которое произойдет не позднее 2050 г. Подобные мероприятия проводятся и в Канаде. Однако ни одна из стран так пока и не придумала, каким образом можно с минимальными потерями сохранить существующую инфраструктуру.

Капитан Арктика

Еще одной важной точкой, объединяющей Россию и Канаду, являются арктические владения двух стран. По данным Мирового энергетического агентства (EIA), выше Северного Полярного круга уже открыто в общей сложности 61 крупное нефтяное и газовое месторождение, из них 43 — в России, 11 — в Канаде, 6 — на Аляске и 1 — в Норвегии. Среди арктических стран на первых двух местах по площади занимаемой территории в этом регионе находятся Канада и Россия.

Канадское правительство начало проведение разведочных работ в арктической зоне в 70-х гг. прошлого века. Но к началу 1990-х, после прекращения государственного финансирования, мощная исследовательская активность Канады за полярным кругом была приостановлена. Возобновилась она только в 2007–2008 гг., когда было выдано 6 лицензий на разработку крупных участков в море Бофора. Однако на сегодняшний день никакой буровой активности на этой территории не наблюдается, и новых лицензионных заявок также не поступало. На общем печальном фоне можно выделить только соглашение между Chevron и Statoil о создании СП, которое должно заняться поисково-разведочными работами в море Бофора. Но, учитывая сегодняшнее падение цен на нефть, этот проект будет, скорее всего, если и не заморожен, то отложен на неопределенный срок.

Однако прекращать разработку арктических территорий Канада не собирается. Впрочем, как и Россия. Наиболее ярко амбиции двух стран были проявлены в споре вокруг хребта Ломоносова, пересекающего центральную часть Северного Ледовитого океана. Министр иностранных дел Канады Джон Брэд заявил, что его страна считает подводный хребет Ломоносова продолжением своей территории, и в августе 2014 г. выразил «обеспокоенность увеличением российского присутствия в Арктике», заявив, что «регион является для Оттавы стратегически важным, в связи с чем государство для отстаивания своих интересов готово применять в том числе и военную силу».

Но если отойти от политики, точек для совместной деятельности как в теоретическом, так и в практическом поле у Канады и России больше, чем оснований для конфликтов.

Александр Попов

Журналист журнала "Инженерная защита"