Чтобы сохранить береговые линии водных объектов в первоначальных границах и свести к минимуму экологические и техногенные риски при освоении прибрежных территорий, необходимы новые надежные средства берегоукрепления. Одним из таких средств является гибкое бетонное покрытие ПБЗГУ, разработанное специалистами ООО «Спецпром 1»
Ежегодно в России из-за разрушения берегов рек и плотин водохранилищ под угрозой затопления оказываются тысячи жилых домов, сельхозугодья, инженерные коммуникации, промышленные объекты и памятники культуры. В зоне опасных берегообрушений в России находится более 450 населенных пунктов. В результате переработки береговой полосы вода из-за бесхозяйственности, несоблюдения водного и природоохранного законодательства «съедает» километры ценных земель, которые могут использоваться для создания рекреационных зон, строительства набережных и причалов.
Эта проблема столь же актуальна и для транспортной отрасли. Как в морских, так и в речных портах происходит активный размыв берегов, а дно акватории размывается потоками, исходящими от корабельных и лодочных винтов. Такие явления крайне негативно сказываются на работе речного и морского транспорта, различных припортовых гидротехнических сооружениях.
Специалистами ООО «Спецпром 1» разработаны оригинальные конструкции покрытий бетонных защитных гибких универсальных (ПБЗГУ), работающих по принципу гибкого экрана, успешное многолетнее применение которых позволило существенно снизить трудоемкость работ, сократить потребность в строительных материалах, создать условия для повышения безопасности труда, долговечности и эксплуатационной надежности крепления грунтовых откосов подтопляемых гидротехнических сооружений. ПБЗГУ представляет собой сборную конструкцию, состоящую из отдельных бетонных блоков, соединенных между собой замоноличенным искусственным канатом. На строительные объекты ПБЗГУ поставляется в виде отдельных плит, оснащенных соединительными элементами, для их дальнейшей сборки в единое защитное полотно.
Первые упоминания о гибком бетонном покрытии в советской технической литературе относятся к 1964 году, когда были изданы методические рекомендации, разработанные Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства Минтрансстроя. Однако сначала новинка имела ряд существенных недостатков, которые полностью перечеркивали все полезные свойства конструкции и не позволяли применять ее в масштабах всей страны. Одним из самых уязвимых элементов был металлический соединительный канат (трос), соединяющий бетонные блоки, который корродировал и терял прочность. Кроме того, серьезной проблемой было отсутствие способа крепления отдельных плит между собой: они смещались относительно друг друга, что снижало эффективность их применения.
Специалисты ООО «Спецпром 1» усовершенствовали конструкцию защитного покрытия и перешли от металлического троса к синтетическому канату. Следующим шагом стало добавление в конструкцию дополнительных соединительных канатов, петель и закладных деталей для надежной стыковки элементов гибкого бетонного покрытия между собой в единое полотно на объектах строительства.
Основные преимущества защиты инженерных сооружений гибким бетонным покрытием по сравнению с традиционными методами заключаются в следующем:
- высокие эксплуатационные нагрузки;
- экономическая эффективность;
- возможность принимать форму защищаемой поверхности без дополнительных изгибающих моментов;
- простота укладки и сборки, что существенно снижает трудозатраты, а также позволяет производить работы специалистами средней квалификации.
Согласно расчетам Научно-исследовательского института транспортного строительства (Центральная лаборатория гидротехнического строительства) защитное покрытие ПБЗГУ выдерживает следующие допустимые нагрузки:
- скорость течения до 7 м/с
- толщина льда до 2,5 м
- высота волн до 4 м
- защиты гидротехнических сооружений;
- укрепления откосов автомобильных и железных дорог;
- защиты трубопроводов в русловой части подводного перехода;
- защиты дна акваторий портов и др.
Гарантийный срок на плиты ПБЗГУ составляет до 40 лет.
На сегодняшний день для снижения транспортных расходов производство развернуто на 12 заводах, рассредоточенных по территории всей страны от Европейской части до Дальнего Востока (география производства представлена на сайте www.gib-plita.ru).