• Сегодня: Вторник, Сентябрь 17, 2019

Реконструкция набережной реки Великой в Пскове

Реконструкция набережной реки Великой в Пскове

Автор:
Галина Бояркова


Туристско-рекреационный кластер «Псковский» стал одним из пилотных проектов в рамках федеральной целевой программы по развитию туризма в России.  Однако реконструкция парадного фасада города – набережной реки Великой, а также работы по укреплению береговой линии Снетогорского монастыря  растянулись на несколько лет, а сама концепция  проекта стала  предметом противостояния между общественностью и городскими властями.

Парадный фасад города

Облик правого берега Пскова неоднократно менялся  за свою историю в зависимости от того, как менялись функции самой территории. С момента возникновения первого поселения на  берегах реки, основными задачами были  снабжение и защита.

Река обеспечивала город водой, продовольствием, а также строительным материалом и дровами – лес сплавляли по Великой и складировали на просушку по берегам. Поэтому, как видно на более поздних изображениях набережных, у всех крепостных ворот были судоходные пристани.

Для защиты от неприятеля на месте слияния рек Великой и Псковы были возведены сначала  деревянные, а затем каменные крепостные стены. Рукотворные укрепления в сочетании с природным ландшафтом  образовали ту панораму  Пскова, которую можно увидеть на иконах, посвященных обороне  города от войск Стефана Батория в 1581 г.

Однако в последующие века, когда угроза иностранного вторжения исчезла, территория выполняла одну лишь хозяйственную функцию.  Однако в XIX в. усилиями губернатора Валерьяна Муравьева роль набережной была переосмыслена  как парадного фасада города.  В ожидании визита  императора Александра II, в  1858 г. на участке от Кремля до Плоских ворот (район современной улицы Профсоюзной)  были созданы террасы для проезда экипажей и прогулочные дорожки. Также было проведено  укрепление берегов и оснований крепостных стен для защиты от паводков. Набережную Великой продолжили благоустраивать в южном направлении при следующем губернаторе – Иване  Палене, но уже в более скромном варианте.

В XX в. к представительской функции набережной добавилась рекреационная. Набережная стала местом для прогулок горожан, отдыха на природе, мест  проведения спортивных праздников и регат.

Однако состояние набережной постепенно ухудшалось. Террасы и аллеи заросли так, что практически закрыли панораму города. Прямо в береговые склоны выходила ливневая и другая канализация, что также не лучшим образом сказывалось на экологии территории. Ветшала  и сама прогулочная зона.

Именно поэтому реконструкция данного участка набережной стала одним из приоритетных направлений проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Псковский».


Проект создания туристско-рекреационного кластера «Псковский» стал одним из пилотных проектов в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)».

Помимо диверсификации самого туристского продукта (включая развитие инфраструктуры для оздоровительного, делового и прочих видов туризма) и развития гостиничной инфраструктуры, проект включал также реконструкцию транспортной инфраструктуры и общественных пространств – в частности, реконструкцию набережных реки Великой и реки Псковы.


Начало работ: берегоукрепление

В 2010 г. был объявлен открытый конкурс на разработку научно обоснованной модели капитализации территории набережной реки Великой от Ольгинского моста до моста имени 50-летия Октября и набережной реки Псковы от Троицкого (Советского) моста до Ольгинского моста.

В соответствии с условиями конкурса, подрядчик должен предусмотреть реконструкцию набережных с обустройством прибрежной полосы с берегоукреплением, размещение пешеходных дорожек и смотровых площадок, автопарковок, сезонных кафе, предприятий обслуживания, торговли сувенирами, общественных туалетов, подсветку пешеходных маршрутов и смотровых площадок, элементы малых архитектурных форм. Должны были быть сформированы новые туристские маршруты, функциональное зонирование  территории набережной и т. д.

Победителем конкурса на разработку проекта стала тюменская компания «СибЭкоСистема», подрядчиком выступила компания «Стройград».

В рамках проекта было предусмотрено  укрепление берега реки Великой  и Псковы (с использованием бетонного шпунта, габионов и георешетки) и создание на набережной двухуровневого пешеходного променада. При этом территория верхней набережной  Великой должна была быть разделена на шесть тематических зон («Аллея дружбы», «Мир детства», «Псков водный», «Зона семьи», «Зона гармонии», «Зона истории»). Концепция ее благоустройства предполагала замену асфальтового покрытия набережной, замену светильников и систем наружного освещения, установку малых архитектурных форм (скамейки, урны, скульптуры), организацию детских площадок, цветочных клумб, мощение смотровых площадок брусчаткой, замену лестничных  спусков на нижнюю набережную и т. д.

Работы начались в апреле 2012 г.  Укрепление берега  Великой проводилось бетонным шпунтом. С помощью забивных свай была создана основа набережной, несущая на себе основную нагрузку. Далее оградительные элементы нижней набережной, укрепленные арматурным каркасом, бетонировались,  склоны верхней набережной дополнительно укреплялись георешеткой. Берег Псковы  укреплялся  габионами и георешеткой. К июню на обеих набережных начались работы по электроснабжению, устройству трубопроводов.


Снетогрорский монастырь: нависшая угроза

Другой затянувшийся проект по инженерной защите в Пскове – укрепление берега реки Великой под Снетогорском монастырем. Этот монастырь, основанный  в конце XIII в., в средние века был местом пострижения и погребения псковских князей, он расположен на известняковой скале, возвышающейся над рекой Великой.  Веками река подтачивала  породу, в результате чего берег стал осыпаться. Когда в 2006 г. произошел очередной обвал, Южная башня буквально повисла в воздухе.  Чтобы не допустить уничтожения исторического памятника, из федерального бюджета на реставрацию исторического памятника в 2007–2008 гг. было выделено 10 млн рублей.

Проект инженерно-технических работ по укреплению береговой линии Снетогорского монастыря, согласованный комитетом по культуре Псковской области, включал защиту берега от негативных природных воздействий железобетонной конструкцией на сваях, так называемых контрфорсах, что должно обеспечить устойчивость откосов.

В конце 2009 г. были начаты строительные работы, однако в 2010 г. прекращены в результате вмешательства Росохранкультуры: чиновники согласились с доводами ВООПИиК  о том, что возводимая бетонная конструкция заслонит уникальный природный ландшафт, который составляет одно целое с памятником архитектуры. Кроме того, эксперты выражали опасение, что забивание свай в известняковые породы может только ускорить обрушение.

Несмотря на аварийное состояние Снетогорского монастыря, работы не возобновлены до настоящего времени.  Однако в начале 2014 г.  Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области выделил 700 тыс. руб. на проектное решение по укреплению основания Южной башни Снетогорского монастыря.  По словам замглавы ведомства Натальи Сергеевой, в настоящее время в Министерстве культуры РФ рассматривается несколько решений проблемы, в том числе и старый проект берегоукрепления, реализация которого была приостановлена.  Предполагается, что окончательный проект укрепления основания и фундамента башни будет готов к 2016 г.


«Великое» противостояние

Спустя несколько месяцев после начала реализации проекта работы были приостановлены – из-за протеста жителей Пскова.  Во-первых, в соответствии с проектом, нижний уровень набережной, до этого служивший речным причалом, теперь должен был подняться над водой почти на три метра, причем 90 см из них занимал бы сплошной бетонный парапет «без малейших дизайнерских изысков». «Нормальная такая пристань для барж, груженых керосином или песком где-нибудь на севере, но не в историческом городе», – писал псковский археолог и блогер Алексей Старков.

Псковичи также высказывались против начавшейся вырубки деревьев и выражали опасения, что весь склон набережной Великой, подобно скале Снетогорского монастыря (см. врез), окажется заключенной в бетонный саркофаг.

Критике подвергалась и сама концепция разделения на тематические зоны. «Проектировщики разбили территорию набережной на функциональные зоны, инерционно следующие ее сегодняшнему состоянию. Никакой попытки осмыслить это огромное пространство ни в культурно-историческом, ни в экономическом аспекте не сделано», – считает Ирина Голубева, председатель Псковского областного отделения ВООПИиК, член Общественного совета при губернаторе Псковской области.

Вопросы о целесообразности вызвало и наличие в проекте георешеток, которые  должны были укреплять склон крепостного холма. Так, по словам Ирины Голубевой, берег, который  представляет собой известняковую скалу, уже был основательно укреплен гранитными валунами в 1850–60-х гг.

Под давлением общественности власти города  приняли решение о приостановке работ. Впоследствии была создана рабочая группа, в рамках заседаний которой были сформированы варианты конструктивных и архитектурных решений по доработке проекта реконструкции набережной, в том числе при участии псковских архитекторов. «Никакого каменного новодела быть не должно», – заявил губернатор  Псковской области Андрей Турчак. После этого проектировщику было дано  указание внести в проект необходимые изменения и согласовать их с рабочей группой Градсовета, с Псковским региональным отделением Союза архитекторов России и Псковским областным отделением ВООПИиК.

Общественные организации Пскова назвали такое решение «исторической победой»  в диалоге с властью, однако итогом медийной войны стала заморозка проекта  почти на год: обустройство набережной  возобновилось только в 2013 г.

Корректировка проекта

К лету 2014 г. были завершены основные работы по проекту, в частности, создана монолитная конструкция набережной, затенены инженерные сети, установлено наружное освещение, откосы облицованы валунным камнем, выполнено покрытие верхнего и частично среднего ярусов набережной. Сейчас на нижнем уровне набережной  ведутся работы по облицовке гранитом и штампованным бетоном, который имитирует покрытие из натуральных материалов. Объект планируется полностью сдать до конца 2014 г.

Согласно утвержденным Градостроительным советом изменениям в проекте, было решено отказаться от значительного увеличения высоты нижней набережной (высота парапета составила не более 1,8 м вместо 2,7 м, предполагавшихся ранее).

Вместо удлинения набережной на 50 м, как планировали тюменские проектировщики,  был проведен демонтаж существующей аварийной лестницы у здания старой Гребной базы и сооружена новая каменная лестница со смотровой площадкой.

Променадную часть набережной  было решено сохранить в существующем виде, но с возможностью спуска к воде.  Бетонное покрытие откоса у здания бывшей ТЭЦ демонтировали, после чего на участке было проведено озеленение.

Почти на всем протяжении набережную планируется засеять травой, за исключением тех участков, где в ходе проводимых работ были вскрыты гранитные валуны, которыми укрепляли берег в XIX в. В результате, освобожденная от грунта «муравьевская набережная»  станет новой достопримечательностью Пскова.


Опыт других регионов: «Насон-город» в Вологде

В 2010 г. в Вологде началась реализация проекта  по созданию туристско-рекреационного кластера  «Насон-город». Первым этапом стало создание в 2010–2011 гг. в центре города выставки деревянного домостроения «Вологодская слобода». На неблагоустроенной ранее территории около моста 800-летия было построено несколько мини-музеев («Музей валенка», «Рабочий горн кузнеца», «Музей самовара», «Музей льна»), а также выставлены готовые к продаже частные жилые дома.  В результате, у горожан появилось новое место проведения досуга, а город получил новый туристический маршрут и  новый поток туристов («в Вологду за своим домом»). Реализация данного этапа проходила в рамках государственно-частного партнерства между Правительством Вологодской области, некоммерческой организацией «Ассоциация деревянного домостроения Вологодской области» и Администрацией города Вологды.

Следующий этап проекта предполагал развитие инфраструктуры туристско-рекреационного кластера, в частности, благоустройство набережных города Вологды и строительство автомобильной дороги (транспортной развязки), соединяющей улицу Предтеченскую и Пречистенскую набережную.

Работы по благоустройству набережных в центре города начались еще в 2009 г., когда из областного бюджета было выделено 20 млн руб. на ремонт участка от Октябрьского моста до памятника 800-летия города. Работы касались в первую очередь благоустройства рекреационной зоны, включая замену дорожного покрытия и установку дополнительного уличного освещения. В 2012 г. был реконструирован небольшой участок набережной  от Октябрьского моста до здания ВГПУ. В ходе проекта были проведены работы по укреплению берега, а также  выложена брусчатка, организовано освещение и высажены цветники.

Однако старт масштабного проекта по реконструкции городских набережных стал возможен после того, как проект по созданию туристско-рекреационного кластера  «Насон-Город» вошел в федеральную программу по развитию туризма.

В 2013 г. на реализацию проекта из федерального бюджета было выделено более 100 млн руб. В частности, эти средства направлены на строительство автомобильной развязки, соединяющей улицу Предтеченскую и Пречистенскую набережную,  которая позволит снизить вероятность пробок и повысить транспортную доступность «Вологодской слободы» и других достопримечательностей исторического центра города. Проект  планируется завершить до конца 2014 г.

В 2014 г. на  благоустройство набережных было выделено 71 млн руб. от Министерства культуры. На эти средства до конца года будет благоустроен участок Пречистенской набережной от пешеходного моста до улицы Лермонтова.

Также сейчас проводится зачистка водоема, убирается мусор со дна.  Разработан план работы по дноуглублению и берегоукреплению, для реализации которого власти города рассчитывают привлечь средства  Министерства природных ресурсов.

Весь проект по реконструкции Набережной VI Армии и Пречистенской набережной от моста 800-летия до улицы Гоголя оценивается в 440 млн руб.


Галина Бояркова

Автор журнала "Инженерная защита"