• Сегодня: Четверг, Октябрь 24, 2019

Газопровод «Алтай»

Прокладка газапровода
1

Аннотация

Проект газопровода «Алтай» от месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа в Синьцзян-Уйгурский автономный район на западе Китая много лет существовал на бумаге. В 2015 году правительства Российской Федерации и КНР рассчитывают подписать соглашение, которое положит начало строительству магистрали длиной более 2 600 км. Она пройдет через 6 российских регионов, в том числе через территорию Республики Алтай, для которой характеры сложные геологическая, сейсмическая и экологическая ситуации. Целесообразность проекта определяется широким спектром конечных результатов, среди которых газификация Сибирского региона, рост его экономического потенциала и развитие горно-промышленного комплекса.


Впервые о намерении построить газопровод из Западной Сибири в Китай Владимир Путин объявил в ходе визита в КНР весной 2006 года, но по различным причинам реализация проекта была отложена. Сейчас вопрос о строительстве газопровода «Алтай» снова стал актуальным: 9 ноября 2014 года в Пекине «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация заключили рамочное соглашение о строительстве газопровода через территорию Горного Алтая. Подписание финального контракта было намечено на весну 2015 года, а поставки должны начаться в 2019 году.

По данным на 2010 год добыча собственного природного газа в Китае составила 94 млрд м3, что не покрывает его расход на промышленные и хозяйственные нужды. По приблизительной оценке на сегодняшний день потребление газа в КНР достигло 168 млрд м3. А прогноз Международного энергетического агентства указывает, что объем потребления газа достигнет 315 млрд м3 к 2019 году. Таким образом Россию следует рассматривать в качестве ключевого партнера Китая в вопросах экспорта природного топлива.

Истории переговоров о строительстве газопроводов из России в Китай уже почти 10 лет. Было выделено два маршрута: работы по «восточному» направлению вошли в активную фазу в 2014 году в рамках газопровода «Сила Сибири», «западный» же долгое время существовал только на бумаге. К настоящему времени в рамках реализации проекта «Алтай» были проведены предметные технико-экономические исследования маршрутов поставок. По некоторым данным, началось детальное проектирование трассы газопровода с привязкой к местности.

Маршрут трассы магистрального газопровода в южные районы Сибири и на экспорт в КНР был рассчитан еще раньше в 1998 году в Институте нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения Российской академии наук (ИНГГ СО РАН) по заказу ОАО «Газпром». Тогда магистраль рассматривалась как альтернатива северному маршруту Север Тюменской области – Подкаменная Тунгуска – Дальний Восток – Китай. Разработка актуального на данный момент проекта была поручена проектному институту «Гипроспецгаз».

Карта Газопровода Алтай

География проекта

Газопровод «Алтай» соединит месторождения Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурский автономный район на западе Китая. На территории КНР магистраль должна быть подключена к газопроводу «Восток—Запад», и тем самым российский газ достигнет Шанхая. Основная добыча будет вестись в районах, разработанных «Газпромом», – в Ямало-Ненецком автономном округе на месторождениях Надыма и Уренгоя. Также возможно подключение месторождений Юрубчено-Тохомской зоны и Ковыктинского месторождения.

По российской территории газопровод преодолеет около 2 666 км: 205 км и 325 км – по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, 879 км – по Томской области, 244 км – по Новосибирской области, 422 км – по Алтайскому краю, 591 км – по Республике Алтай.

«Алтай» должен органично вписаться в существующую систему газовых магистралей. Большая часть его пройдет в одном техническим коридоре с действующими и строящимися газопроводами, при этом предусматривается строительство технологических перемычек между ними. На протяжении более 450 км трасса будет проложена в южном направлении вместе действующими газопроводами Уренгой – Сургут – Челябинск и Северные районы Тюменской области – Сургут – Омск. После Нижневартовска она пойдет параллельно Нижневартовскому ГПЗ – Парабель и достигнет компрессорной станции «Володино» вместе с магистралью Парабель – Кузбасс.

Далее газопровод «Алтай» должен повернуть на юго-запад, пересечь реку Обь и подсоединиться к компрессорной станции «Новосибирская». Предполагается, что этот участок пути он преодолеет в самостоятельном коридоре, после чего на участке в 32 км соединится с коридором трубопровода Новосибирск – Кузбасс. Дальнейший поворот на юг должен быть осуществлен параллельно с магистральными газопроводами Новосибирск – Барнаул и Барнаул – Бийск.

В Алтайском крае в районе города Бийск трасса в самостоятельном створе пересечет Обь и выйдет в коридор проектируемых газопроводов-отводов к курорту Белокуриха и районному центру Алтайский. По долине реки Песчаная магистраль войдет на территорию Республики Алтай и присоединиться к Чуйскому тракту от села Теньга до Кош-Агач.

Следующий участок предполагает разработку собственного газопроводного коридора: в южном направлении по Чуйской степи, долине реки Тархата к восточной оконечности Южно-Чуйского хребта. В этом месте «Алтай» выйдет на плато Укок и пересечет российско-китайскую границу в в районе перевала Канас.

Работы на Горно-Алтайском участке могут оказаться самым сложным этапом строительства.

Эта территория представляет собой сложную систему хребтов, нагорий и межгорных впадин, сейсмичность района оценивается в 8 – 10 баллов. Последние 500 км до границы с КНР проходят по различным зонам распространения многолетнемерзлых грунтов.

В геологическом плане здесь сильно развиты склоновые процессы. Обвалы и осыпи грунта вместе с морозным выветривание приводят к образованию каменных россыпей.

Также трасса газопровода пересекает природный парк «Зона покоя Укок», что обязывает строителей при проектировании и прокладке магистрали учесть ряд факторов, которые могут повлиять на местную экосистему и исторические памятники. В частности, особое внимание должно быть уделено сохранению местной флоры, так как суровый климат плата Укок значительно замедляет естественное восстановления природных комплексов. Также нарушение целостности многолетнемерзлых пород может вызвать общую дестабилизацию почвогрунтов и усилить процессы термокарста, а в результате работы буровой техники возможна активизация сейсмотектонических процессов.

Технические характеристики газопровода

Всего под прокладку газопровода«Алтай» пойдет более 10 тыс. га земли. Эта площадь включает территории под временные сооружения, площадки для установки компрессорных станций и прочие объекты. Ширина полосы строительства составит 32 м на лесных угодьях и 45 м на сельскохозяйственных угодьях. Эти характеристики прописаны в соответствующем документе «Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов». Полоса отчуждения под автодорогу, которая пройдет вдоль трассы, составит 18 м.

Газопровод «Алтай» будет преимущественно проложен под землей на глубине 1 м. В скальных грунтах и болотистой местности это значение будет уменьшено до 0,6 м, а при пересечении оросительных и осушительных каналов увеличена до 1,1 м. В проектной документации указывается, что использоваться будут трубы из стали класса прочности К60 с заводской наружной антикоррозионной изоляцией и внутренним гладкостным покрытием. Так как на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и на Алтае распространены многолетнемерзлые грунты, в этих регионах будут применяться труб из хладостойкой стали.

В горных районах допускается прокладка магистрали методом туннелирования. На склонах с поперечным уклоном более 8 градусов будут сооружаться полки. Их ширина будет зависеть от особенностей местности и технических возможностей строителей.

Как уже упоминалось выше, Алтай является сейсмоактивной зоной, поэтому на наиболее опасных участках предусматривается оснащение газопровода автоматической системой контроля целостности магистрали и системой аварийного отключения отдельных секций трубопровода. Станции на участках пересечения рек и других препятствий будут оснащены инженерно-сейсмометрическим оборудованием, фиксирующим колебания трубопровода и окружающего грунтового массива при землетрясениях.

Газопровод может стать одной из самых малолюдных магистралей: системы технологической связи и управления технологическими процессами будут рассчитаны на дистанционный контроль, обслуживающий персонал будет постоянно работать только на самых крупных узлах. Обязательное патрулирование магистрали будет осуществляться на вертолетах, а контроль газотранспортной системы будет возложен на оборудование эксплуатационного производственно-экологического мониторинга.

По словам проектировщиков, к строительству «Алтая» будут привлечены передовые технологии строительства, что позволит минимизировать ущерб экосистемам тех земель, через которые пройдет газопровод. В документации особое внимание уделяется участку, расположенному на территория Горного Алтая – сохранению природных комплексов и объектов парка «Зона покоя Укок», памятникам природы, археологического и культурного наследия.

Горы Алтая

Экология проекта

После того, как документация по газопроводу «Алтай» впервые была передана огласке, проект встретил острое сопротивление со стороны природоохранных организаций, так как, по мнению многих экологов, столь масштабный инфраструктурный проект может оказать необратимое разрушительное оздействие на природный комплекс Горного Алтая. Было предложено изменить маршрут, направив трубопровод в КНР по территории Монголии через Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки. Также были высказаны предложения о транзите газа через восточный Казахстан. Но такое отклонение, с точки зрения авторов проекта, является неоправданно рискованным в экономическом плане, т.к. значительно увеличит протяженность стройки и соответственно удорожит проект.

На этапе планирования были рассмотрены все возможные маршруты с точки зрения не только экономики проекта, но и возможных последствий для окружающей среды. Необходимо обратить внимание на то, что магистраль пройдет в пределах зоны рекреационного режима «В», где законодательством Российской Федерации запрещено ведение хозяйственной деятельности, и не затронет заповедные территории и территории с ограниченным режимом пользования. При этом специалисты «Гипроспецгаза» сделали особый упор на обеспечении безопасности газопровода как во время строительства, так и в процессе эксплуатации. Они не отрицают, что земляные работы и тяжелая техника в определенной мере окажут нежелательное воздействие на окружающую среду и земельные ресурсы Горно-Алтайского региона, но долгосрочный ущерб будет сведен к минимуму.

При строительстве будут исключены изменения естественного рельефа. Естественно, что в процессе строительства и эксплуатации газопровода невозможно избежать воздействия на земельный фонд, гидрогеологический режим и растительность. Так, предполагается расширение существующих просек в коридорах существующих газопроводов до 30 м, новые просеки на новых промежутках не будут превышать 50 м. Поэтому после завершения строительно-монтажных работ запланирована рекультивация земель сельскохозяйственного назначения, восстановление лесного массива в местах вырубки. В зонах пересечения газопроводом водных объектов будут проведены берегоукрепительные и противоэрозионные работы. В лесных массивах предусмотрена организация средств противопожарной защиты.

«Алтайские перспективы»

Реализация газопровода «Алтай» на границе с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая может дать начало другим инфраструктурным проектам. На сегодняшний день товарооборот между КНР и Россией в этом регионе достиг 2,15 млрд долларов США. При этом прямое транспортное сообщение между двумя странами отсутствует.

Власти Китая выражают заинтересованность в строительстве прямой автомобильной дороги из Синьцзяна в Россию через территорию Горного Алтая и намерены обустроить контрольно-пропускной пункт на границе в районе перевала Канас. С их точки зрения, Россия – один из важных торговых партнеров, но транзит грузов через Казахстан или Монголию сильно тормозит развитие торговых отношений: увеличивает время доставки, приумножает финансовые расходы и расширяет риск для двусторонней торговли в связи с различными неконтролируемыми факторами. Российские власти пока не вынесли однозначного решения о необходимости реализации этого проекта.

Западный газовый маршрут «Алтай», по мнению китайских экспертов, сделает Синьцзян более открытым внешнему миру и значительно повысит торговую, логистическую и инвестиционную привлекательность северных приграничных районов КНР, тем самым ускорив реализацию проекта по строительству автотранспортной магистрали. Это подстегнет партнерство двух стран по таким ключевым вопросам, как строительство трансграничных инфраструктурных объектов и совместная защита природной среды.

Помимо того, ожидается, что «Алтай» создаст платформу для промышленного развития и Сибирского региона. В первую очередь, он ляжет в основу нового витка газификации предприятий и населенных пунктов Алтайского края и Республики Алтай. Доступность энергетических ресурсов может лечь в основу освоения природных ресурсов прилегающих территорий: разработке месторождений драгоценных, редких и редкоземельных металлов. Во-вторых, реализация столь масштабного проекта потребует соответствующей модернизации существующих транспортных ресурсов. В соглашении, заключенном между «Газпромом» и Республикой Алтай, предусмотрены реконструкция дорог и мостов, ремонт взлетно-посадочной полосы Горно-Алтайского аэропорта. В социальном плане «Алтай» должен создать в регионах новые рабочие места и обеспечит местные предприятия заказами на производство оборудования и комплектующих частей для газовой промышленности.

Трубопровод «Алтай» следует рассматривать как часть суперпроекта, который включает не только экспорт газа в КНР, но и обеспечение энергетическими ресурсами предприятий электроэнергетического и горно-металлургического комплекса. Их развитие позволит стимулировать социально-экономическое развитие юга Сибирского федерального округа. Целесообразность проекта «Алтай» определяется широким спектром конечных результатов, среди которых не последнее место занимают рост экономического потенциала региона, повышения уровня жизни населения региона и России в целом.

1