Автор:
Иннокентий Андреев
Ведущий редактор журнала “Инженерная защита”
Обзор
Строительство железнодорожной ветки Элегест-Кызыл-Курагино – новейший российский транспортный проект, крайне интересный как с точки зрения экономического развития Сибири, так и с точки зрения перспектив применения решений инженерной защиты. Ис-ключительно сложные инженерно-геологические условия маршрута, значительные высоты (до 1400 метров над уровнем моря), большое число инфраструктурных объектов (127 мостов и 8 тоннелей) неизбежно потребуют масштабных защитных мер.
Важной чертой проекта является его высокая степень финансовой надёжности – средства на проект выделяются из Фонда национального благосостояния, а нацеленность всего проекта на развитие сотрудничество с Китаем в текущих условиях говорит о высокой значимости проекта для руководства страны.
Предыстория
Идея проведения ответвления Транссибирской магистрали к городам и месторождениям полезных ископаемых республики Тува не является новой. В настоящее время территория республики связана с остальной частью России только авиационным сообщением и двумя автодорогами – трассами М-54 и А-162. Движение по этим автодорогам осуществляется нерегулярно, в особенности в зимний и весенний период из-за лавинной опасности.
Несмотря на вхождение Тувы в состав СССР в 1944 году, другие “великие стройки” не позволяли приступить к реализации проекта железнодорожного соединения Тувы с Транссибом. Технико-экономическое обоснование перспективной железнодорожной линии появилось лишь в 1980х годах, причём разработанный проект предполагал строительство лишь однопутной линии на тепловозной тяге, задачей которой являлось снабжение Тувы потребительскими товарами.
Новый интерес к проекту железной дороги через Саянский хребет возник только в 2007 году. Основной причиной возобновления интереса стал интерес крупного бизнеса к огромному Элегесткому месторождению коксующихся и энергетических углей в условиях дефицит кокса у российских металлургов. Правительство же было заинтересовано в со-здании новых путей выхода на азиатские рынки.
Рынок угля
При всем богатстве недр страны перед угледобывающей отраслью России с каждым го-дом все явнее встает проблема исчерпания запасов в инфраструктурно освоенных регио-нах, таких как Кузбасс и Печорский угольный бассейн, и возникает все большая необхо-димость приступить к разработке месторождений в более отдаленных районах. Для рос-сийской угольной отрасли это в первую очередь Улуг-Хемский угольный бассейн и Эль-гинское месторождение в Якутии.
Отдельным стимулирующим фактором для увеличения внимания к разработке новых месторождений послужила авария на шахте Распадская в 2010 году. Вызванный аварией дефицит коксующегося угля в стране привел к тому, что Новолипецкий металлургический комбинат закупал необходимые марки угля в США. В настоящее время рынок коксующихся углей России, добываемых преимущественно в Кузнецком и Печорском бассейнах, постепенно перестает соответствовать требованиям коксохимической промышленности, в особенности по содержанию углей лучших марок. Сложившаяся ситуация требует разработки новых месторождений уже в ближайшие годы.
Республика Тува
Республика Тува представляет собой определенный парадокс – регион является глубоко дотационным, обладая при этом колоссальными запасами полезных ископаемых
Так, в недрах республики хранится более 20 млрд тонн высококачественных коксующихся и энергетических углей. Большая часть от этих запасов приходится на Улуг-Хемский уголь-ный бассейн, расположенный на наиболее экономически освоенных территориях республики.
В геологическом плане Улуг-Хемский угольный бассейн представляет собой достаточно крупную отрицательную тектоническую структуру (наложенную мульду), выполненную угленосными отложениями юрской системы, а также безугольными верхнеюрскими, нижнемеловыми и неогеновыми отложениями . Площадь бассейна составляет 2700 км2. Почти в центре бассейна расположена столица Республики Тува – город Кызыл. Крупнейшими месторождениями Улугу-Хемского угольного бассейна являются Элегестское, Kaa-Хемское, Межегейское и Ээрбекское.
Угли Улуг-Хемского угольного бассейна относятся к числу наиболее спекающихся из известных в мировой угледобыче и по качеству превосходят все российские угли этой марки
По ряду показателей (низкая природная зольность, низкое содержание серы и фосфора и легкая обогатимость) улуг-хемские угли принадлежат к наилучшим как на российском, так и на мировом рынке коксующихся углей.
Элегестское каменноугольное месторождение находится в западной части Улуг-Хемского бассейна. Площадь месторождения составляет более 80 км2. Детальная раз-ведка Элегестского месторождения была проведена в 2006–2009 гг. силами «Краснояр-ской буровой компании» и «Красноярской горно-геологической компании». По резуль-татам проведенных работ разведанные запасы коксующихся углей марки Ж были оценены в количестве 818 449 тыс. тонн, а запасы предварительно оцененных – 86 740 тыс. тонн.
Технико-экономическое предложение по разработке месторождения было выполнено специалистами IMC Mountain в сотрудничестве с рядом российских исследовательских институтов – ОАО «Гипрошахт», ЗАО «Гипроуголь», ОАО «СибНИИуглеобогащение», ВНИМИ и рядом других.
По экспертным оценкам, себестоимость добычи угля на Элегестском месторождении со-ставит до 30$ за тонну – что сравнимо с высокоэффективными шахтами Кузбасса и в два раза дешевле, нежели добыча на шахтах «Арктиугля»
Неглубокое залегание тувинских углей позволяет вести разработку месторождений открытым способом, что значительно удешевляет добычу.
Единственной причиной, сдерживавшей развитие месторождения в течение долгого времени, являлось отсутствие соединения Республики Тува с железнодорожной сетью страны – практикуемый на соседних месторождениях вывоз угля большегрузными грузовиками возможен лишь в относительно небольших масштабах.
В 2007 году трасса в Тыву была включена в программу развития железнодорожного транспорта России до 2030 года и упомянута в ежегодном послании президента России. В 2011 году премьер-министр России Владимир Путин вбил первый золотой символический костыль шпалу на строящейся железной дороге. Несмотря на поддержку на самом высоком уровне, в 2012 году, из-за банкротства “Енисейской промышленной Компании” строительство трассы было фактически заморожено и исключен из списка проектов поддерживаемых Инвестиционным фондом РФ. Второе дыхание строительству железной дороги дал приход в проект структур Руслана Байсарова.
Окончательный переход проекта в реальную стадию произошёл весной 2014 года, после принятия на Петербургском международном экономическом форуме решения о выделении средств из Фонда Национального Благосостояния на освоение Элегестинского угольного месторождения и строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино.
Структура проекта
Общее финансирование угольно-транспортного проекта составляет 217 млрд рублей, из которых на железнодорожное строительство направляется 156 млрд, а оставшиеся сред-ства – на освоение Элегестинского месторождения. По заявлению главы республики Тува Шолбана Кара-оола, на реализацию проекта “Элегест-Кызыл-Курагино” из ФНБ предполагается выделить 40 процентов от стоимости проекта, 25 процентов будет обеспечено частными инвесторами, а 35 процентов составит кредит, взятый в банках. При этом средства из ФНБ частный инвестор обязуется возместить государству.
Проект, созданный специалистами института Томгипротранс, предусматривает строительство железной дороги общей длиной в 410 км – 115 км по Туве и 295 – по Красноярскому краю. Новая магистраль соединит станцию Элегест со столицей Республики Тува городом Кызыл и далее со станцией Курагино в Красноярском крае.
Строительство будет производиться в крайне сложных инженерно-геологических услови-ях. Железная дорога пройдёт через хребет Западных Саян, где высота площадок будет достигать более 1400 метров над уровнем моря
Во многом строителям новой магистрали предстоит повторить сверхсложный опыт строительства 650-ти километровой «трассы-мужества» Абакан-Тайшет, возведённой в 1959-1964 годах. На пути железной дороги три горных хребта, через которые необходимо прорубить восемь тоннелей и соорудить 127 мостов (в некоторых случаях высота опор будет достигать 90 метров). Дорога потребует сооружения 1087 водопропускных труб, протяженностью более 25 км и строительства более 600 км автодорожных подъездов и временных автодорог.
Масштабное строительство потребует новых энергетических мощностей. В рамках проек-та будет построена новая электростанция мощностью 135 Мвт. По оценкам компании ТЭПК строительство создаст в республике Тува 15 тыс. рабочих мест. Согласно проекту по новой железной дороге планируется перевозить 15 млн. тонн угля ежегодно. ТЭПК пла-нирует осуществлять экспорт коксующихся углей с Элегестинского месторождения через Транссиб и порта Ванино. Согласно имеющимся планам работы по строительству начнутся во II квартале 2014 года и завершатся в I квартале 2018 года.
По оценкам министерства экономического развития Республики Тува, основные выгоды от проекта для региона :
- Налоговые отчисления в консолидированный бюджет республики после выхода угледобывающего комплекса на проектную мощность составят более 3 млрд. рублей;
- Будет создано более 23 тысяч новых рабочих мест, из чего 18 тысяч приходится на железнодорожное строительство, эксплуатация железной дороги создан 2,5 тысячи, а освоение Элегестинского месторождения даст 3,3 тысячи;
- Будут расширены электрические мощности благодаря строительству дополнитель-ных электролиний, произойдёт увеличение масштабов капитального строительства, как производственных объектов, так и объектов социальной сферы;
- Будет создана сеть предприятий по обслуживанию и ремонту путей и подвижного состава железнодорожной линии;
- Увеличится внешнеторговый оборот республики.
России в целом, проект Элегест-Кызыл-Курагино даст новый источник коксующегося угля, увеличит связность республики Тува с остальной Россией, простимулирует дальнейшее развитие строительной отрасли и увеличит связь российской экономики с растущими азиатскими рынками.
Однако наибольший экономический потенциал для страны представляет собой проект продолжения магистрали в направлении Монголии и Китая
Китайские перспективы
3 апреля 2014 года министр обороны России Сергей Шойгу на заседании российского правительства предложил расширить проект строительства железнодорожной линии Элегест – Кызыл — Курагино и продлить линию в направлении Китая, Пакистан и Индии.
“В программе есть строительство железной дороги из Курагино на юг на Кызыл. От Кызыла можно бы идти дальше через Западную Монголию на Урумчи, на Китай, а оттуда уже в любую сторону — в Пакистан, в Индию, куда угодно”, — заявил Шойгу. По словам министра, в случае согласия китайской стороны это способствовало бы переориентации существующих грузопотоков из России, в частности поставок коксующегося и энергетического угля.
При всей сложности данной идеи, и даже при исключении откровенно фантастического варианта достройки железной дороги до Индии/Пакистана (означающей строительство через пустыни и крупные горные цепи) проект достройки магистрали до китайского Урум-чи является крайне интересным как для России, так и для Китая. В настоящее время ак-тивно обсуждается привлечение китайских инвестиций к развитию добычи угля в России, и дополнение таких проектов дополнительным транспортным маршрутом было бы достаточно логичным шагом.
Вопрос осуществления столь масштабного расширения проекта Элегест-Кызыл-Курагино в настоящее время слабопредсказуем, так как будет решаться на уровне договорённостей между лидерами России и КНР. Тем не менее, существующие политические и экономические тенденции говорят о возможности такого сотрудничества. В случае принятия решения о подобном расширении проект приобретёт титанические размеры и окажет колоссальное влияние на переориентацию российской экономики.
Крайне сложные геологические условия предстоящего строительства магистрали Элегест-Кызыл-Курагино обуславливают необходимость заблаговременного проектирования решений в сфере инженерной защиты, как самой магистрали, так и подъездных временных автодорог и прочих инфраструктурных объектов. Для нового строительства окажется незаменимым опыт защиты транспортных путей и населённых пунктов, полученный российскими компаниями в процессе олимпийского строительства. Российская строительная отрасль в целом, и поставщики решений в сфере инженерной защиты в настоящее время уже подготовлены для реализации новых крупных инфраструктурных проектов с быстрыми темпами строительства и высоким уровнем безопасности.