Аннотация
Экологическая безопасность является неотъемлемым условием устойчивого развития российской Арктики. При активном освоении углеводородных ресурсов Севера и проведении морских транспортных операций необходим мониторинг хозяйственной деятельности на шельфе с целью прогнозирования и локализация возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Создание системы мониторинга началось в 2013 году, и на сентябрь 2015 года под наблюдением находится более 120 лицензионных участков.
Экономическое развитие Арктической зоны подразумевает решение двух первоочередных задач — освоение природных ресурсов и создание международных транспортных коридоров; в первую очередь — развитие инфраструктуры Северного морского пути и акваторий Баренцева и Берингова морей.
Перспективы освоения месторождений нефти и газа с использованиемморской транспортной схемы
Под природными ресурсами подразумеваются в первую очередь углеводороды. Освоение рудных полезных ископаемых имеет подчиненное значение.
Выделяются три основные зоны нефтегазоносных территорий и акваторий, отличающиеся инфраструктурной обеспеченностью и наличием технологий проведения поисково-ценочных работ и разработки месторождений:
- Сухопутные территории с развитой транспортной, в первую очередь трубопроводной инфраструктурой;
- Территории, удаленные от систем существующих и планируемых трубопроводов;
- Акватории территориального моря и шельфа, которые можно подразделить по степени развития ледового покрова — от незамерзающего Баренцева моря (центр и юг) до покрытого ледовым покровом до 10 месяцев в году шельфа Восточно-Сибирского моря.
Морская схема транспортировки является определяющей для освоения месторождений, расположенных во второй и третьей зонах. Месторождения побережья арктических морей удалены от существующих и строящихся систем магистральных нефте- и газопроводов, что определяет вывоз продукции морским путем. Наиболее известен Варандейский проект, который обеспечивает отгрузку нефти как с месторождений Варандейского технологического центра нефтедобычи, так и поступающей из центральной части НАО по нефтепроводу Харьяга – Южное-Хыльчую. Небольшие объемы нефти вывозятся с Оби, с Сандибинского месторождения, и конденсата из Дудинки на Енисее.
Количество реализуемых проектов ограничено. Это Новопортовское месторождение, группа Пайяхских месторождений и месторождения проекта Ямал СПГ в Западной Сибири, проект Печора СПГ в Ненецком АО и т. п. Эти проекты находятся, по сути, в стадии пилотных решений, когда отрабатываются вопросы экономически эффективного освоения, включая создание транспортной системы. Освоение этих месторождений, традиционных для российской нефте-газовой отрасли, может быть обеспечено в основном отечественными технологиями и оборудованием при развитии сопутствующих и обеспечивающих отраслей экономики страны.
Разработка этих месторождений позволит возместить падение добычи нефти в традиционных регионах, а также обеспечить диверсификацию поставок сжиженного природного газа (СПГ) на мировой рынок — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Европы. Большую роль при этом играют портовые мощности Мурманска и Архангельска, обеспечивающие поставку оборудования, строительных конструкций, перевалку нефти и конденсата (при челночных схемах вывоза), бункеровку судов челночных схем транспортировки и т.п.
Начало новых проектов (Восточный Таймыр и т. п.) будет определено экономикой реализации текущих проектов, которая в определяющей степени зависит от стоимости сырья на мировом рынке.
Низкая степень изученности арктического шельфа определяет задачи текущего регионального этапа исследований, когда устанавливается общая структура нефтегазоносных бассейнов, оцениваются их перспективы и определяются площади под последующую подготовку для поисково-разведочного бурения. Существующая неопределенность со строительством отечественных морских буровых мощностей и ограничение на использование западного оборудования и средств обеспечения позволяет предположить, что геологоразведочные гравимагнитные, сейсмические и схожие работы будут выполняться российскими организациями в запланированных условиями пользования недрами объемах, а проведение поисково-оценочного бурение, по крайней мере широкомасштабного, будет задержано.
Освоение арктического шельфа — собственно континентального шельфа и территориального моря — может рассматриваться как источник углеводородного сырья в долгосрочной перспективе, далеко за горизонтом 2030 года; при этом основной акцент будет сделан на выявление и разработку месторождений нефти, поскольку избыток газа на уже подготовленных месторождениях суши делает нецелесообразными инвестиции в выявление и подготовку месторождений на шельфе при любом разумном уровне цен на сырье.
На российском арктическом шельфе реализуется один пилотный добычной проект — Приразломное нефтяное месторождение, а также проводится доразведка Долгинского нефтяного месторождения.
Перспективы развития арктической морской транспортной системы
Развитие арктической транспортной системы, включая Северный морской путь (Севморпути) и подводящии акватории Баренцева, Белого, Печорского и Берингова моря, будет идти последовательным путем. Можно прогнозировать три фазы, которые будут реализованы в среднесрочной перспективе 10-20 лет.
Первая фаза: выполнение роли исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации Российской Федерации. Это включает обеспечение поддержания деятельности поселений вдоль трассы Севморпути, включая «северный завоз» и вывоз продукции (Норильск, Варандей, Певек и т.п.), обеспечение реализации крупных инвестиционных проектов, имеющих системообразующее значение для развития региона — в первую очередь, это обеспечение проекта Ямал СПГ и порт Сабетта, обустройства Новопортовского месторождения; обеспечение должной геополитической роли России в регионе, включая задачи обеспечения национальной безопасности и суверенитета страны.
Вторая фаза: развитие транспортной инфраструктуры Севморпути для обеспечения вывоза продукции арктического нефтегазового комплекса на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Это потребует развития ледокольного и вспомогательного флота, портовой инфраструктуры, формирования аварийно-спасательных сил, навигационного и гидрографического обеспечения и решение многих и многих задач.
Решение поставленных на второй фазе задач снизит риски арктического мореплавания, стоимость прохода судов и позволит перейти к третье фазе развития Севморпути — формированию международной транспортной артерии, обеспечивающей не только вывоз добываемого в российской Арктике сырья на мировые рынки, но обеспечивающей транзитный грузопоток — как между западными и восточными регионами России, так и между рынками Атлантики и Тихого океана.
Оценка возможных рисков для экологических систем
Обеспечение экологической безопасности является неотъемлемым условием устойчивого развития Арктической зоны России. Утвержденная Президентом РФ в 2013 году «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» определяет необходимость своевременного прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Низкая устойчивость арктических экосистем, крайне чувствительных даже к незначительным антропогенным воздействиям, требует не только своевременного обнаружения, но и на прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Это определяет необходимость проведения мониторинга хозяйственной деятельности на арктическом шельфе России, связанной с освоение минеральных ресурсов и их транспортировкой, с целью прогноза процессов, представляющих угрозу для экологического равновесия.
Негативное воздействие на окружающую среду осуществляется на всех этапах выявления, обустройства и освоения месторождений углеводородов (в первую очередь нефти) в Арктической зоне, что требует создания системы сквозного мониторинга реализации проектов на всех стадиях их развития с целью разработки превентивных мероприятий.
Для оценки основных источников и рисков нефтегазовых загрязнений природной среды техническими средствами, эксплуатируемыми в Арктике, целесообразно оценить возможные риски для экологических систем, связанные как со специфической деятельностью по освоению углеводородных ресурсов, так и проведением морских транспортных операций (Рис. 1).
Общая характеристика системы мониторинга хозяйственной деятельности
Целью мониторинга в части обеспечения экологической безопасности является прогноз и локализация возможных экологических угроз, связанных с освоением углеводородных и иных минеральных ресурсов Арктической зоны России и характеристика их особенностей, мониторинг экологической нагрузки на зоны Арктического бассейна.
Регион мониторинга охватывает как континентальный шельф, территориальное море и внутренние морские воды Арктической зоны РФ, так и сопредельные арктические акватории (норвежский сектор Баренцева моря и американский сектор Чукотского моря).
Объектами мониторинга являются следующие группы арктических проектов:
- проекты проведения поисково-оценочных работ на нефть и газ на арктическом шельфе;
- проекты освоения месторождений нефти и газа на арктическом шельфе;
- проекты освоения расположенных на арктическом побережье месторождений полезных ископаемых с использованием морских схем транспортировки;
- транспортные проекты, связанные с вывозом добываемых в арктическом бассейне углеводородов;
- транспортные транзитные проекты, связанные с перевозками углеводородов и иной деятельностью в акватории Севморпути, включая планы зарубежных государств по развитию хозяйственной деятельности в Российской Арктике (страны Европы, Китай, Южная Корея, Япония и др.).
На сентябрь 2015 года мониторинг учитывает более 120 лицензионных участков, расположенных на акватории континентального шельфа, территориального моря и внутренних морских вод России; а также на побережье арктических морей.
Критерием включения лицензионных участков в мониторинг является их расположение на акватории Арктического бассейна или использование арктической морской схемы транспортировки продукции.
На участках выявлено более 60 месторождение нефти и газа, половина которых находятся на акваториях. Лицензионные участков объединены в 44 проекта, являющихся действующими или потенциальными источниками генерации грузовой базы нефти, конденсата и сжиженного природного газа.
Проведено выделение 10 зон хозяйственной деятельности, связанной с освоением и транспортировкой углеводородов, в определенной последовательности вовлекаемых в освоение (Рис. 2).
Для характеристики каждого проекта, связанного с освоением ресурсов нефти и газа шельфа и побережья Арктической зоны, используются следующие основные группы показателей:
- Название проекта и его номер;
- Типизация проекта по обоснованности оценки ресурсной базы и состоянию строительства отгрузочного терминала (создание морской транспортно-технологической схемы увязывается со сроками его ввода в действие);
- Участники проекта – лицензии на право пользования недрами (целевое назначение и вид работ, дата регистрации и дата окончания срока действия лицензии); недропользователь; партнер; доля партнера; компания – оператор проекта;
- Физико-географическая (глубины моря, ледовый режим) и ресурсная характеристика участка работ;
- Сопоставление обязательств в соответствии с условиями пользования недрами и фактических видов, объемов и сроков выполнения работ на лицензионных участках;
- Тип терминала; состав и готовность морской транспортно-технологической схемы;
- Особенности навигации (сезонная или круглогодичная, требования к ледовым классам судов, необходимость ледокольной проводки);
- Схема минерально-сырьевого центра (соотношение объектов разработки и межпромысловой инфраструктуры);
- Прогноз добычи и фактическая добыча углеводородов, качество сырья;
- Объемы транспортировки (прогноз, соглашение с перевозчиком, факт);
- Рынки и схема транспортировки;
- Риски реализации проекта (политические, экономические, технологические, природно-климатические, экологические и т.п.).
Создание системы прогноза и мониторинга хозяйственной деятельности на арктическом шельфе России, связанной с освоением углеводородных ресурсов и развитием транспортной схемы, начато в 2013 году по инициативе экспертной группы по вопросам освоения минеральных ресурсов и развития транспортной системы в Арктике Координационного совета по приграничному и межрегиональному сотрудничеству при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
ООО «Гекон» выступает как базовая организация создания системы и финансирует работы в инициативном порядке. Система мониторинга реализована в стандартной геоинформационной системе ArcGIS.
Работа поддержана на расширенном совещании у Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донского на тему «Состояние геологического изучения и освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации» 25 декабря 2013 года; на круглом столе под председательством полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В.И.Булавина 6 марта 2014 года, г. С.-Петербург; на рабочих совещаниях секции по глобальным проблемам и международной безопасности научного совета Совете Безопасности Российской Федерации.
Функциональное назначение системы мониторинга состоит как в формировании информационных ресурсов общегосударственной системы мониторинга и анализа состояния национальной безопасности и уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, так и в организации информационно-аналитического обеспечения деятельности профильных министерств в части экологически безопасного освоения ресурсного потенциала арктического региона и развития транспортной инфраструктуры.
Говоря о практическом применении системы, следует отметить выполнение прогноза грузопотоков в Арктическом бассейне и оценку потребности в различных судах и морских технических средствах, необходимых для обеспечения деятельности по освоению месторождений углеводородного сырья на арктическом континентальном шельфе для Министерства промышленности и торговли (в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы»); разработку «Предложений по организации системного мониторинга хозяйственной деятельности на арктическом шельфе Российской Федерации, связанной с освоением минеральных ресурсов и их транспортировкой, с целью прогноза процессов, представляющих угрозу для экологического равновесия» для Министерства природных ресурсов и экологии; мониторинг реализации «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р) – в рамках работы аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО.
Мониторинг планирования и реализации инвестиционных проектов по освоению минеральных ресурсов и развитию транспортной системы в Арктической зоне позволяет хозяйствующим субъектам более обоснованно подойти к долгосрочному стратегическому планированию деятельности, а органам исполнительной и законодательной власти – к совершенствованию системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны России, включая вопросы природоохранной проблематики.
Первоочередные регионы создания систем экологического мониторинга и подготовка персонала
Исходя из прогноза развития геологоразведочных работ и подготовки месторождений к освоению (Григорьев М.Н. Как замерить «транспортные ворота»? //Нефть России, 2014, №6, сс. 33- 38) можно сделать вывод о ом, что основная хозяйственная деятельность, связанная с освоением углеводородных ресурсов и их транспортировкой до 2030 года будет сосредоточена в трех районах:
- Обская губа – добыча о отгрузка нефти и конденсата Новопортовского месторождения, нефти Сандибинского месторождения, газа и конденсата Южно-Тамбейского месторождения и его спутников (в последнем случае вывоз газа будет производиться в сжиженном состоянии танкерами-газовозами).
- Печорское море – отгрузка нефти с Варандейского терминала, острова Колгуев, Приразломного месорождения и, возможно, с Долгинскго месторождения.
- Кольский залив – перевалка нефти, доставляемой челночными танкерами с Оби и Печорского моря, на конвенционные танкеры.
Для обеспечения экологической безопасности деятельности в этих первоочередных зонах представляется необходимым не только создание интегрированной системы мониторинга текущей экологической ситуации, но и разработка системы подготовки персонала организаций, задействованных в ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), основанной на системе тренажеров-симуляторов.
Математические модели симуляторов должны учитывать не только параметры нефти и гидрометеорологические условия развития пятна разлива, но также батиметрию, течения, навигационные ограничения, учет сезонности; расположение особо охраняемых природных территорий и зон приоритетной защиты и, что особенно важно, оперативную информацию о расположении сил и средств ЛАРН и доступных технологиях.
Литература
- Григорьев М. Н., Светлова Ж. В., Соколова Е. Д. Арктике нужен мониторинг //Нефть России. 2014. № 7–8. С. 32–36.
- Григорьев М. Н. Как замерить «транспортные ворота»? //Нефть России. 2014. № 6. С. 33–38.