После ввода в постоянную эксплуатацию Амуро-Якутская магистраль может стать частью меридионального транспортного коридора, который станет самым коротким путем, связывающим страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европу. В начале сентября власти Якутии приступили к разработке этого амбициозного проекта. Предполагается, что грузы будут доставляться по Транссибу и далее по Амуро-Якутской магистрали (АЯМ) до Якутска. Затем последует перегрузка на суда, следующие по Лене до расположенного у ее дельты морского порта Тикси, и далее — на запад по Северному морскому пути.
В настоящий момент введен во временную эксплуатацию последний участок Амуро-Якутской железной дороги — пусковой комплекс «Томмот-Якутск (Нижний Бестях)». Теперь магистраль (до 2015 года — в тестовом режиме) будет функционировать на всем своем протяжении 809 км, благодаря чему она будет задействована в осуществлении другого амбициозного проекта — строительства газопровода «Сила Сибири».
Строительство Амуро-Якутской железной дороги велось в сложных условиях вечной мерзлоты, с применением инновационных технологий инженерной защиты. В частности, использовались несколько способов укрепления основания земляного полотна на сильнольдистых вечномерзлых грунтах, предусматривающих понижение среднегодовой температуры грунтов и сохранение их в постоянно-мерзлом состоянии путем регулирования соотношения охлаждающих и отепляющих факторов или, наоборот, превентивное оттаивание сильнольдистых массивов с одновременным замещением их непросадочной грунтовой массой.
В ходе дальнейшей эксплуатации магистрали и ее благоустройства, в особенности на подходе к реке Лена, где на десятках километров трассы имеются грунты так называемого ледового комплекса мощностью в несколько десятков метров, предлагается использование солнцеосадкозащитных навесов на откосах. Летом навесы исключают прогрев земляного полотна прямой солнечной радиацией, теплыми осадками, а зимой способствуют усилению охлаждения грунтов.
Учеными также разработана система инженерно-геокриологического мониторинга дороги, предусматривающего систематический контроль, анализ, оценку и прогноз изменения мерзлотных условий на трассе дорог для своевременного обнаружения, ослабления или подавления нежелательного развития криогенных процессов и явлений.
Применение перечисленных выше технологий позволит минимизировать экономические потери, которые возникают по причине деформаций железнодорожного полотка и приводят к необходимости его постоянного ремонта и уменьшению скорости движения поездов.
Напомним, Амуро-Якутская магистраль является самым масштабным проектом создания железнодорожной инфраструктуры в России за последние 30 лет. Проект реализован в рамках федеральной целевой программы по развитию транспортной системы России.