• Сегодня: Пятница, Октябрь 11, 2024

Удержать мир

Автор:
Николай Ютанов
Главный редактор журнала «Инженерная защита»


Современный мир иногда напоминает старую автомобильную дорогу: древний потрескавшийся асфальт, выбоина, на скорую руку заделанная заплаткой, или вдруг — длинная неровная трещина на полтора километра, залитая липким гудроном. Складывается впечатление, что проблемы нашей цивилизационной трассы начинают решаться только тогда, когда происходит авария, когда гибнут люди, разрушаются дома, ломается дорогостоящая тех­ника.

Нет смысла приводить устрашающие примеры и надеяться на министерство чрезвычайных ситуаций или его аналоги. В былые времена не продумывать риски долгосрочной эксплуатации крупных инфраструктурных объектов было непозволительной роскошью, в современную эпоху это просто недопустимо.

В индустриальном мире основные факторы, приводящие к авариям и катастрофам — случайные человеческие ошибки, технические и технологические сбои, ава­рии, вызванные недостаточным знанием технических процессов, природные катастрофы, военные действия. На границе постиндустриальности к ним добавились человеческие ошибки, вызванные низким уровнем подготовки персонала и его недостаточной компетентностью, технические и технологические сбои, вызванные грубым нарушением технологий, эко­номический саботаж, общественное давление, политический и конфессиональный терроризм.

Инженерная защита территорий на разных фазах социально-экономического развития решает разный набор задач. Проблемы защиты в предыдущих эпохах рассматриваются как неотъемлемая часть безопасности жизни. Они могут считаться незначимыми, однако провал в этой области ставит под угрозу жизнь людей и их деятельность. Новые угрозы воспринимаются изначально как малозначимые и некритичные, но затем — как прямая и серьезная угроза. Инженерная защита на каждом новом социальном этапе усложняется, поскольку должна противостоять новым угрозам.

Согласно оценкам McKinsey Global Institute, мировые инвестиции в инфраструктуру до 2030 года, необходимые лишь для поддержания текущих темпов экономического роста, составят порядка 57 трлн долларов.

Но несмотря на колоссальный размер требуемой суммы, по оценкам экспертов McKinsey, этих средств не хватит для требуемого обновления инфраструктуры и устранения основных узких мест в инфраструктуре стран старой индустриализации, а равным образом для достижения экономических целей новых индустриальных стран.

Большая часть этих инвестиций придется на дорожное строительство, воз­ведение новых генерирующих мощностей и развитие водной инфраструктуры.

Основным драйвером ин­фраструктурной отрасли будут активные вложения в инфраструктуру развивающихся стран, в настоящий момент значительно отстающих от развитых стран Европы и США.

Хочу обратить внимание на то, что существующая инфраструктура является ос­новой современного уровня цивилизации и утрата ее либо фундаментальное разрушение приведут не просто к падению уровня жизни, а к полному разрушению современного образа жизни.

Грандиозные инвестиции в удержание инфраструктуры индустриального мира безусловно требуют не начетнического, а инженерного подхода к ее реконструкции, нового строительства и проектирования. Необходимо оптимизировать строительство инфраструктурных объектов, найти решения, удешевляющие и упрощающие ее эксплуатацию. А главное — надежно защитить ее от воздействия природы и самого человека.

Николай Ютанов

yutanov@tf.ru
 

_____

Главный редактор журнала "Инженерная защита"