Аннотация
В статье приводятся сведения о предпосылках возникновения экологических проблем в Арктике. Кратко показана история реализации проекта по утилизации скопившегося мусора на архипелаге Земля Франца-Иосифа и острове Белый в 2012 – 2015 гг. Несмотря на многочисленные (в том числе и финансовые) трудности, очистку региона планируется продолжить, привлекая не только добровольцев, но и специалистов Министерства обороны. Однако действовать необходимо аккуратно и обдуманно, чтобы не нанести дополнительного вреда.
В последние годы Арктике стали уделять очень серьезное и пристальное внимание: появились планы ее развития и освоения, но необходимо учитывать, что природа, экосистема Севера весьма хрупка и тяжелая поступь прогресса может оставить на ней свои весьма нелицеприятные следы.
В советское время развитие Севера проходило мощнейшими темпами: даже в самое трудное время — в 1941–1943 гг. — проводились научные исследования, организовывались экспедиции по изучению шельфа. Власти прекрасно понимали, какие огромные ресурсы скрывает этот регион и какое важное стратегическое значение имеет он для страны. После распада СССР до этих земель долгое время никому не было дела — не только ученые, но и военные были вынуждены уйти на Большую землю, оставив все северным ветрам. Многие проекты были свернуты, НИИ расформированы, даже ставился вопрос о закрытии аэропорта в Нарьян-Маре…
Впервые о необходимости «вернуться» в Арктику заговорили в 2010 г. В апреле этого года тогда еще премьер-министр Владимир Путин посетил Землю Франца-Иосифа. Он был поражен огромным количеством мусора и заявил, что гигантскую помойку в Арктике необходимо ликвидировать.
Действительно, за 1930 – 1990 гг. на островах арктического архипелага скопилось более 100 тыс. т мусора. Это и брошенная военная техника, и бочки с различными техническими материалами, и просто груды металла. Как известно, Арктика — это кладовая природных ресурсов, но прежде чем добраться до них, Россия приняла решение навести там порядок — убрать за собой, тем самым словно «извиняясь» перед природой. «Сверхзадача: чтобы все, что связано с освоением Арктики и ее территорий, было чисто. Так надо работать, чтобы к нам не приставали никакие “Гринпис” и так далее», — заявил специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.
С тех пор началась подготовка к генеральной уборке Русской Арктики. На программу очистки полярных территорий, разработанную при участии Минприроды России, из федерального бюджета в 2011 – 2013 гг. было выделено 1 млрд 420 млн рублей. На островах было создано несколько полевых лагерей для комфортного и безопасного сезонного проживания персонала. Работа (утилизация металлолома, остатков продуктов ГСМ и другого мусора) началась летом 2012 г. и продолжалась более двух месяцев. В результате полностью очищен остров Земля Александры. Всего было переработано порядка 47 тыс. ржавых металлических бочек, которые были спрессованы и доставлены баржами на материк. Из них было слито и перемещено на временное хранение порядка 1,7 тыс. т различных ГСМ. Общий вес собранного и вывезенного металлолома превысил 8,5 тыс. т.
С наступлением зимних холодов оборудование было законсервировано, а в следующем году работы были продолжены на островах Гукера и Греэм-Белл. Последний считается одним из самых загрязненных в Арктике. Раньше на нем располагалась база войск ПВО. В «наследство» от нее остались строительные и бытовые отходы, авто- и авиатехника, радиоэлектронная аппаратура и, самое главное, — 300 тыс. бочек с нефтепродуктами. Заброшенные склады ГСМ находились у самого берега, который в последние годы активно размывается прибоем. Можно представить себе масштабы экологической катастрофы, которая могла там произойти!
В 2014 г. конкурсы на ликвидацию экологического ущерба на архипелагах Земля Франца-Иосифа (далее — ЗФИ) и Новая Земля выиграли ОАО «Росгеология» (ЗФИ) и архангельское предприятие «АКС» (Новая Земля). Согласно двухлетнему контракту, компании продолжат очистку Новой Земли и островов Земли Франца-Иосифа Греэм-Белл и Хейса, а также начнут работы на острове Гофмана и острове Рудольфа. Работы запланированы и на острове Земля Александры, где подготовлено к вывозу мусора было больше, чем вывезено.
Сегодня уникальный проект по нормализации экологической обстановки полярных территорий продолжается. В 2015 – 2025 гг., несмотря на сложную экономическую ситуацию, из федерального бюджета на эти цели планируется выделить более 21 млрд рублей.
В настоящее время ведутся подготовительные работы на острове Врангеля, в российских поселках на Шпицбергене и Новосибирских островах. Была проведена комплексная оценка экологического состояния еще в семи крупных регионах арктической зоны. В последние годы активно проявляют себя группы волонтеров и студенческие отряды вузов Северо-Западного федерального округа. Заказчиком и координатором «уборочной кампании» выступает национальный парк «Русская Арктика».
Справка
Национальный парк «Русская Арктика» создан в июне 2009 г. распоряжением Правительства РФ. Его территория включает северную часть Северного острова Новой Земли, Большие и Малые Оранские острова и ряд других островов. Площадь «Русской Арктики» составляет 1,426 млн га. Организационно парк объединен с государственным природным заказником федерального значения «Земля Франца-Иосифа». Это самая северная заповедная территория в Евразии.
Регион, расположенный в западном секторе российской Арктики, является уникальным местом, где находятся крупнейшие в Северном полушарии птичьи базары и лежбища моржей. Там обитают белые медведи, гренландские киты, белые чайки и другие виды фауны, занесенные в Красную книгу. На территории парка сохранились исторические памятники освоения Арктики. В первую очередь это стоянки голландского мореплавателя Виллема Баренца, а также русских поморов, бывавших там задолго до него.
В мае 2015 г. власти Ямало-Ненецкого автономного округа утвердили очередной план мероприятий по организации работ по экологической очистке острова Белый, расположенного в Карском море и отделенного от полуострова Ямал проливом Малыгина. За прошедшие десятилетия на нём скопилось большое количество мусора, оставшегося после закрытия советских научных и военных объектов: неисправная техника, бочки из-под топлива, части от метеорологических ракет, а также ветхие здания и постройки, непригодные для жилья. Экологический проект по санитарной очистке острова Белый стартовал летом 2012 г., его инициатором выступил губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. За три года существования программы волонтерами очищено 50 га земли — участок Полярной станции им. М. В. Попова, значительная часть территории бывшей воинской части. Собрано порядка 700 т металлолома, из которых больше половины на настоящий момент уже вывезено.
Собранные бочки пускаются под пресс — для компактности — и морем доставляются в город Лабытнанги, где их переработкой занимается один из партнеров экологического проекта — группа компаний «РусАльянс». О выгоде, конечно, здесь речи не идет: генеральная уборка Арктики — это расходная статья. Тем не менее вывезенный с острова металл еще «советской закалки» — толстый, крепкий и неплохо сохранившийся — можно и нужно отправлять на переплавку.
Средствами, вырученными от утилизации (а это несколько сотен тысяч рублей ежесезонно), участники экспедиции делятся с благотворительным фондом, финансирующим лечение детей, нуждающихся в срочной медицинской помощи. Также из металлолома, собранного тюменским отрядом волонтеров во время экологической экспедиции, было создано два арт-объекта под названием «Остров Белый»: один в Тюмени, а другой — на самом острове.
В этом году экологическая экспедиция прошла с 1 по 21 августа. В составе группы добровольных помощников были представители различных регионов России, а также Болгарии, Германии и Израиля. Курировал проект департамент международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа; основные партнеры — отраслевая компания «Арктическая экологическая экспедиция» и некоммерческая организация «Фонд “Сотрудничество Ямала”». Немаловажно отметить, что экологические мероприятия на Белом реализуются на средства спонсоров, без участия государственного бюджета. В этом году основную поддержку проекту оказывают ОАО «Ямал СПГ», ООО «Лукойл-Западная Сибирь» и ОАО «АК “Транснефть”».
Однако не только добровольцы должны нести на своих плечах тяжесть арктической уборки. Вполне логично, что в экологическом «субботнике» должны принимать участие и бывшие хозяева объектов — военные. Глава Министерства экологии и природных ресурсов России Сергей Донской ещё в октябре 2014 г. на заседании правительства отметил, что между военным и природоохранным ведомствами было достигнуто соглашение, согласно которому принято решение «о воссоздании специальных экологических подразделений с целью избежать активного загрязнения в Арктике, которое наблюдалось в предыдущие годы».
И действительно, 15 июня этого года в Арктику было направлено 9 специальных подразделений, в задачи которых входят работы по сносу старых и обветшалых зданий и строений, а такуже по рекультивации участков местности. По сообщению заместителя министра обороны РФ Дмитрия Булгакова, весь обнаруженный металлолом соберут и спрессуют для вывоза на материк и последующей утилизации. Он также рассказал, что направляемые в Арктику подразделения будут выполнять поставленные задачи до конца октября, а затем их заменят другими, которые в дальнейшем также будут подлежать регулярной ротации.
Подтвердил участие своих подчиненных в спасении Арктики и командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв. По его словам, в составе Северного флота России уже сформирован экологический взвод, укомплектованный всей необходимой техникой, в том числе двумя гидравлическими прессами. Все работы по экологической очистке Арктики будут вестись в соответствии с утвержденной президентом РФ программой, рассчитанной до 2020 г.
При этом нельзя забывать, что неумелое и грубое применение тяжелой техники может принести природе гораздо больше вреда, чем любые горы отходов. Поэтому при зачистке территории следует соблюдать максимальную осторожность — стараться не повредить земляной покров и береговую линию. Есть и еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Делая это нужное и полезное дело, важно «не выплеснуть с водой ребенка», ведь среди мусора и металлолома иной раз попадаются бесценные исторические артефакты. К примеру, на островах Ледовитого океана до сих пор можно встретить следы пребывания экспедиций начала XX столетия. Да и остатки советской техники начального периода освоения Арктики едва ли оставят равнодушными тех, кому интересна история создания первых полярных станций. Важно, чтобы руководители студенческих десантов и командиры экологических взводов объяснили молодым людям, что они, по сути, занимаются уборкой «культурного слоя», как бы это странно ни звучало. В идеале в такие отряды следовало бы включать специалистов-историков, которые могли бы принимать профессиональные решения.
Разумеется, то, что сделано за эти несколько лет, — лишь малая толика того, что еще предстоит сделать. Это весьма долгосрочный проект — нельзя спрогнозировать даже приблизительные сроки его окончания. Это связано как с наличием финансирования, так и с объемами работ: даже специалисты, занимающиеся утилизацией, точно не знают, сколько всего мусора накопилось в Арктике. Подразделения экологической разведки продолжат исследовать новые острова, чтобы оценить масштабы и перспективы. Работы впереди предстоит много. Но самое главное — у государства и общества вновь появился интерес к Арктике.