• Сегодня: Четверг, Март 28, 2024

Скрытая угроза пролива Макино

Мост Макинак через пролив Макино
1

Аннотация

Эксплуатация нефтепроводов неразрывно связана с рисками разлива нефти. Самые тяжелые последствия как для человека, так и для окружающей среды имеют аварии в районах водоемов. Поэтому линия № 5 нефтепровода Lakehead, принадлежащего компании Enbridge Energy, является предметом горячих споров между бизнесменами и экологами США. Данная магистраль, проложенная в середине XX века, пересекает Великие озера в районе пролива Макино. За более чем 60 лет эксплуатации она могла израсходовать свой запас прочности и в настоящий момент является бомбой замедленного действия на дне самого большого источника пресной воды в Северной Америке.


Великие озера на границе США и Канады являются самой большой группой пресноводных озер на Земле. Одно из самых живописных мест региона – это пролив Макино, через который перекинут 8-километровый мост Макинак. С его арок открывается захватывающий вид на слияние озер Мичиган и Гурон, но тысячи людей, пересекающие его каждый день на автомобилях, не догадываются, что на дне протока притаилась угроза, способная в течение 12 часов уничтожить местную экосистему. Речь идет о линии № 5 нефтепровода Lakehead, принадлежащего компании Enbridge Energy. По мнению американских экологов, проложенная в середине XX века магистраль сегодня остро нуждается в ремонте, иначе катастрофы будет не избежать.

Компания Enbridge Inc. со штаб-квартирой в Калгари, Канада, специализируется на строительстве трубопроводов для сырой нефти и нефтепродуктов, а также на магистралях для поставок и распределения природного газа. Ее подразделение Enbridge Energy Partners осуществляет деятельность на территории США, в частности – отвечает за эксплуатацию системы нефтепроводов Lakehead, которая протянулась по территории Америки на более чем 3000 км.

Линия № 5 нефтепровода Lakehead между американским городом Сьюпиириор, штат Висконсин, и канадским городом Сарния, провинция Онтарио, была проложена в 1953 году. По данным на начало 2015 года по ней ежедневно осуществляется транспортировка 540 тысяч баррелей сырой малосернистой нефти и природного жидкого конденсата газа. Общая протяженность линии на сегодняшний день составляет 1767 км, диаметр – 76 см. Она проходит через Верхний полуостров штата Мичиган и по северному побережью одноименного озера вплоть до пролива Макино. После этого линия № 5 следует на юг вдоль межштатной автомагистрали № 75, в районе города Бей-Сити магистраль поворачивает на юго-восток, пересекает канадо-американскую границу в дельте реки Сент-Клер и заканчивается в городе Сарния.

Прежде чем пересечь точку слияния озер Мичиган и Гурон, линия № 5 разделяется на две отдельных трубы диаметром 51 см и сходится вновь в одну магистраль на южном берегу пролива Макино. Подводный участок длиной 7,4 км трубопровод проходит по дну на глубине от 30 до 82 м.

Специалисты-экологи выражают опасения, что за более чем 60 лет эксплуатации линия № 5 перестала быть надежным и экологически безопасным инфраструктурным объектом. За столь долгий срок службы герметичность трубопровода должна была снизиться по мере старения и износа его элементов, а данная магистраль при этом постоянно подвергалась воздействию сильных подводных течений, характерных для пролива Макино, находилась под интенсивным внешнем давлением и переносила резкие перепады температур из-за перемешивания разных слоев воды.

Тот факт, что Великие озера являются крупнейшим источником пресной воды в Северной Америке и содержат 84% всех ее запасов, лишь усугубляет положение. Потенциальная утечка нефтепродуктов нанесет непоправимый вред местной флоре и фауне, подорвет систему водоснабжения сразу двух стран – США и Канады.

структуЛиния № 5 Lakehead компании Enbridge
Карта линии № 5 трубопровода Lakehead

Цена риска

Пролив Макино – это уникальный район Великих озер, 8-километровый канал, поддерживающий водообмен между озерами Мичиган и Гурон. Постоянное движение через перемычку огромных объемов воды – одна из основных причин, по которой последствия разлива нефти в Макино окажутся катастрофическими: будут загрязнены близлежащие зоны водозабора, которые снабжают питьевой водой 30 млн граждан США, опустошены лучшие рыболовецкие зоны, приносящие прибыль до 7 млрд долларов в год, пострадают местные флора и фауна. Кроме того, будет нарушен поток туристов на остров Макино, который является национальным исторически памятником Соединенных Штатов.

По официальным данным компании Enbridge, на пересекающем пролив Макино участке линии № 5 на сегодняшний день не было зарегистрировано ни одного разлива нефти. Тем не менее специалисты частной некоммерческой организации National Wildlife Federation видят целый ряд причин, по которым авария может произойти в ближайшем будущем.

Научный сотрудник организации Майкл Мюррей сравнивает масштабы возможной аварии с последствиями разлива нефти компании British Petroleum в Мексиканском заливе в 2010 году. По его словам, комбинация таких факторов, как глубокое залегание труб, «тяжелый» сорт нефти, транспортируемой по ним, низкая температура воды в озерах, сложная карта течений в проливе, – все это значительно усложнит ликвидацию последствий бедствия.

Теоретически, меньший, по сравнению с сухопутными участками, диаметр труб в проливе Макино должен сократить объем пролитой нефти в случае аварии, но тот факт, что в этой точке труба раздваивается, вдвойне увеличивает риск возникновения чрезвычайной ситуации. Тем более что моментально остановить подачу нефти по поврежденной трубе будет невозможно…


Полная версия материала доступна
по подписке на журнал “Инженерная защита”


Литература

  1. Jeff Alexander, Beth Wallace. Sunken hazard: Aging oil pipelines beneath the Straits of Mackinac an ever-present threat to the Great Lakes. National Wildlife Federation, 2012.
  2. Lee DeVito. Inside the fight to shut down Line 5. Detroit MetroTimes, 2015.
  3. Jim Erickson. Straits of Mackinac «worst possible place» for a Great Lakes oil spill, U-M researcher concludes. Michigan News, University of Michigan, 2014.
1