За менее чем 3 часа из Цюриха в Милан – 1 июня 2016 года в Швейцарии был торжественно открыт Готардский базисный тоннель. На сегодняшний день это самый длинный железнодорожный тоннель в мире: он пролегает между деревней Эрстфельд на севере и поселением Бодио на юге и его протяженность составляет 57,1 км. На то, чтобы пробиться сквозь горную толщу Альп и наладить скоростное железнодорожное движение по новому маршруту строителям потребовалось 17 лет, при этом в итоге проект удалось сдать даже с опережением графика на год.
Обсуждение проекта транспортной перемычки под Альпами было начато еще в 1947 году. В процессе споров, занявших почти полвека, было выработано техническое решение сооружения с двумя однопутными тоннелями. Ранее запланированные дополнительный обслуживающий туннель был вычеркнут из проекта, но были добавлены переходы-галереи между ветками, размещенные через каждые 325 м и позволяющие при необходимости переводить движение поездов из одного туннеля в другой. Первые разведывательные геологоразведочные мероприятия начались в 1993 году, а непосредственно прокладка была начата в 2003 году.
Строительство туннеля по контракту с правительством Швейцарии вела компания AlpTransit Gotthard AG. Источниками финансирования стали бюджетные средства, а также государственный заем сроком на 10 лет. В конце 2016 года тоннель будет передан в управление Федеральным железным дорогам Швейцарии (SBB).
В строительстве было занято более 3 500 геологов, инженеров и рабочих. Чтобы сократить время строительства вдвое, было построено четыре вспомогательных туннеля, которые позволили вести работы сразу от нескольких точек. На различных участках прохождение через скальные породы осуществлялось как посредством буровзрывных работ, так и за счет четырех тоннелепроходческих машин. Всего на поверхность было извлечено 28,2 млн тонн (13,3 млн м3) грунта.
В туннеле оборудовано две многофункциональные станции. Одна из них обеспечит пассажирам доступ к горнолыжному курорту Седрум, на поверхность путешественников будет поднимать два лифта высотой 850 и 820 м. Вторая станция обеспечит доступ к городку Файдо.
Готардский туннель кроме того, что стал самым протяженным в мире, также побил рекорд глубины залегания для железнодорожных линий. На некоторых участках он проходит на расстоянии в 2 500 м от поверхности, что сопоставимо с самыми глубокими шахтами на Земле.
Ежедневно сквозь туннель будет проходить около 65 пассажирских и 260 грузовых поездов. Средняя скорость движения составит 250 км/ч – всего поездка через туннель будет занимать около 17 минут.
Ранее путь пассажирских поездов из Цюриха в Милан занимал 3 часа 40 минут. Готардский базисный тоннель сократил это время на 50 минут, что, казалось бы, не таким значительным достижением, но горный рельеф местности делал невозможным движение по этому же маршруту товарных составов. Теперь открытие базисного туннеля позволит перевести грузовые перевозки с автомобильных на железные дороги, что не только упростит логистические схемы, но и окажет благотворное влияние на поддержание благоприятной экологической обстановки в регионе.
Справка
Базисными туннелями называют транспортные сооружения, выходы которых располагаются у самого подножия хребта. Поезда попадают в туннель непосредственно с равнинного участка, что позволяет значительно увеличить скорость и максимальную массу составов.
В этом заключается главное отличие Готардского базисного тоннеля от его старшего брата Сен-Готардский тоннеля, построенного еще в 1882 году между швейцарскими поселками Гешененом и Айроло. Его длина составляет чуть менее 15 км, северный и южный порталы располагаются на высоте 1109 и 1145 м над уровнем моря соответственно. Подъезд к ним осуществляется по извилистым горным участкам с высокой крутизной, что не позволяет наладить движение тяжелых грузовых поездов.
На фото 1: строители Готардского базисного тоннеля на фоне проходческого щита после соединения южного и северного участков туннеля, октябрь 2010 года.
На фото 2, 3: скоростные поезда на въезде и внутри Готардского базисного тоннеля.
Источник: пресс-служба AlpTransit Gotthard Ltd.
Больше новостей, аналитических статей и реальных кейсов
инженерной защиты в нашем журнале