• Сегодня: Пятница, Апрель 26, 2024

Инженерная защита: риски, штрафы, решения

Значительная часть проблем российской строительной отрасли сводится к завершающим стадиям производственного цикла – самому началу процесса строительства (вопросам проектирования и предпроектной подготовки) и самому завершению процесса (вопросам устойчивости построенного объекта и безопасности его эксплуатации).

Особенности российской строительной практики свели роль внешней экспертизы к функции “государственных демонов Максвелла”, способных либо разрешить строительство, признать проект соответствующим госстандартам, либо отправить его на доработку, обнаружив несоответствия СНиПам.

К сожалению, в России внешние эксперты редко привлекаются на ранних стадиях подготовки инвестиционных проектов в сфере строительства. Такая практика регулярно наносит колоссальный финансовый ущерб заказчикам строительства – как государственным, так и частным. Многие строительные проекты, в особенности – расположенные в зонах значительных природных рисков – могли вырасти в цене в два или более раз – из-за просчётов на ранней стадии проектирования.

По данным Московской высшей школы инжиниринга, лишь 10% инвестиционно-строительных проектов в стране были успешно завершены без превышения первоначально предполагавшихся инвестиций.

Диаграмма: количества и типы проектов, реализованных в РФ
Реализация инвестиционно-строительных проектов в Российской Федерации. Источник: МВШИ

Российские компании могут выбирать между небольшими и хорошо просчитываемыми расходами на экспертизу и работы по инженерной защите либо огромными расходами на ликвидацию последствий стихийных бедствий.

Не меньшей проблемой является и другая крайняя стадия инвестиционно-строительного процесса – вопросы обеспечения устойчивости и экологической безопасности при эксплуатации объектов. Особенно остро этот вопрос стоит для проектов в сфере добычи полезных ископаемых, несущих в себе колоссальные экологические риски. Причём из рисков для окружающей среды прямо следуют финансовые риски для владельцев предприятия. Следует вспомнить историю компании BP, после аварии на платформе Deepwater Horizon потерявшую более 50% рыночной капитализации. В России столь знаковые случаи пока не случались, однако случаи ежегодных экологических штрафов на сотни миллионов рублей достаточно распространены.

Для всех отраслей, подверженных природным и экологическим рискам, остро встаёт вопрос внедрения как ключевой технологии инженерной защиты – учёта природных рисков при проектировании, так и замыкающей технологии отрасли – технологии ликвидации аварий и катастроф.

Инвесторам и владельцам добывающих предприятий придётся выработать понимание того, с какими рисками и чрезвычайными ситуациями они могут столкнуться в процессе функционирования своего бизнеса, а также понимание того, что такое профессиональная ликвидация аварий и какие компании могут предоставить подобную услугу. Переход к высококачественной профессиональной ликвидации аварий станет знаком движения к более развитому состоянию рынка, когда расходы на качественные услуги освобождают владельцев бизнеса от бесконечных штрафных платежей.

Николай Ютанов

yutanov@tf.ru
 

_____

Главный редактор журнала "Инженерная защита"