• Сегодня: Воскресенье, Апрель 30, 2017

Ленинградская область: вектор развития — рациональное природопользование

Ленинградская область

Автор:
Дмитрий Киреев
Председатель совета директоров группы компаний «Гиперборея»


Сегодня экологизация ключевых сфер экономики является одним из приоритетов для передовых стран мира, в том числе, конечно, и России. Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является рациональное природопользование, позволяющее решать основные социально-экономические задачи с учетом сохранения благоприятной для человека окружающей среды.

Для такой высоко урбанизированной территории, как Ленинградская область, вопросы рационального применения и потребления энергетических и природных ресурсов, разумная экономия, внимание к экологическим аспектам производства, создание и использование передовых технологий инженерной защиты и рационального природопользования являются одними из приоритетных.

Рациональное природопользование есть системная совокупность приемов и методов, оптимизирующих деятельность человека по преобразованию окружающей среды в собственных целях. Это вмешательство в ландшафты и природу с помощью новых высоких технологий инженерной защиты, которые позволяют сделать вмешательство менее инвазивными, а результат более разнообразным и устойчивым.

В Ленинградской области в силу ее приграничного статуса и стратегического транспортно-логистического потенциала высок удельный вес промышленных и хозяйственных объектов, отнесенных к природоохранной компетенции Российской Федерации. Кроме того, на ее территории сосредоточены предприятия — источники повышенной опасности, в том числе радиационной, к числу которых относится Ленинградская АЭС. Поэтому основным направлением деятельности по сохранению качества окружающей среды является снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности, что обеспечивается эффективным государственным регулированием и совершенствованием механизма предварительной экологической оценки и применением во всех отраслях экономики инновационных технологий. Деятельность осуществляется на основе государственно-частного партнерства, и основной коммуникационной площадкой между властью и бизнесом выступает Торгово-промышленная палата Ленинградской области.

Примеры рационального природопользования, то есть применения современных технологий инженерной защиты и сбережения окружающей среды, присутствуют во всех сферах хозяйственной деятельности региона.

001

Автотранспортная инфраструктура

В настоящий момент разработана программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, рассчитанная до 2020 года. В перечне предусмотрено строительство вылетных магистралей и транспортных развязок, магистрали непрерывного движения, современные трассы, связывающие Северо-Западный регион с другими субъектами Российской Федерации, вторая кольцевая дорога КАД-2, а также реконструкция дорог местного значения, возведение новых мостов и путепроводов, в том числе отводящих транспорт от населенных пунктов.
Адресный перечень ремонта, реконструкции и строительства участков дорог формируется при участии муниципальных районов и на основе результатов, полученных с помощью передвижной лаборатории — системы автоматического мониторинга состояния дорог и искусственных сооружений. С этого года также будет оцениваться и качество отремонтированного асфальтобетонного покрытия в каждом конструктивном слое дороги.


Использование инновационных технологий и материалов инженерной защиты сооружений позволяет минимизировать негативное воздействие автотрасс на экологию — как во время реконструкции, так и в ходе эксплуатации


Природоохранной щадящей технологией является рисайклинг асфальта. Он позволяет при ремонте дороги использовать старую дорожную подушку с дальнейшим укреплением ее асфальтобетоном или комплексными вяжущими материалами. На грузонапряженных направлениях срок службы таких дорог в среднем 7–10 лет.

При укладке дорожно-асфальтных покрытий применяются высококачественные исходные материалы. Это прочный износостойкий кубовидный щебень и песок из отсевов дробления основных пород (габбро), позволяющих улучшить адгезию. На участке Подборовье—Заборье для формирования земляного полотна и дорожных одежд применяются нефелиновые шламы ЗАО «Базэл Цемент Пикалёво». Если новые решения и технологии окажутся эффективными, то их будут использовать на строительстве дублера трассы М10 Санкт-Петербург—Москва.

Все большее распространение получает улучшенный ухтинский битум, который обеспечивает покрытию высокие транспортно-эксплуатационные качества на протяжении многих лет эксплуатации, а также вспененные битумы, технология изготовления которых разработана учеными Санкт-Петербурга. Наряду с традиционными материалами привлекаются новые виды асфальтобетонных смесей: щебеночно-мастичный асфальтобетон (на Приморском шоссе применяется конструкция с верхним слоем покрытия из ЩМА-20 с использованием в качестве крупного заполнителя щебня из порфирита, что позволит снизить образование колейности и намного уменьшить общий износ покрытия шипованной резиной) и литой асфальт (данная технология наиболее удобна при строительстве мостовых конструкций, систем эстакад и тротуаров; она использовалась при строительстве КАД, Западного скоростного диаметра и возведении Больших Обуховских мостов вантовой системы).

Рассматриваются также перспективы применения высокопрочных цементобетонов для создания дорожных одежд. Технология укладки преднапряженных плит позволяет применять эти материалы на слабых, глинистых, насыщенных влагой грунтах Ленинградской области при незначительном вторжении в экосистемы.


Большое значение при реконструкции и строительстве дорог в регионе — с учетом неблагоприятных погодно-климатических, гидрологических и геологических условий — имеет геосинтетика (геоматы, геотекстиль и георешеткии) и современные продукты для теплоизоляции (на основе диабаза, пенополистирола)


Эти средства инженерной защиты активно применялись при создании КАД, строящейся трассы Санкт-Петербург—Москва и развязки с автомобильной дорогой М11 Нарва для возведения «легкой» насыпи на слабых грунтах (экспандированные пенополистирольные блоки), усиления дренажа, защиты насыпей и откосов от обратной засыпки, укрепления основания дорожного полотна.

Еще один использовавшийся на этих трассах экологичный и эффективный способ по контролю эрозии и озеленению откосов — гидропосев. При этой технологии в баке специальной распылительной установки в воде смешиваются семена трав, волокнистая мульча, питательные добавки, корректоры кислотности почв, гидроколлоиды для задержания влаги, а также закрепители мульчи на почве, а затем полученная гомогенная смесь распыляется ровным слоем по обрабатываемой поверхности, что позволяет создавать плотный травяной покров. Трава за счет стеблей и развитой корневой системы, с одной стороны, стабилизирует почву, образуя мощный ковер из переплетенных корней, с другой — сопротивляется высыханию или размыву почв благодаря зеленой массе.

Подводя итог краткому обзору состояния дорожно-транспортной инфраструктуры Ленинградской области, следует отметить, что процесс ее развития и экологизации за счет применения инновационных технологий инженерной защиты в последние годы заметно ускорился. Большое значение также могут иметь и новые проектные решения.

Ленинградская область

Южный — стотысячник на болоте

Новый спутник Петербурга — город Южный — может стать показательным примером рационального природопользования в градостроительстве.

Его проект разработан рабочей группой экспертов центра прикладных исследований Европейского университета и реализуется компанией «Старт Девелопмент» в соответствии с соглашением с властями Санкт-Петербурга. На территории площадью около 2000 гектаров планируется построить около 4,3 млн кв. м жилья в виде коттеджной, малоэтажной и среднеэтажной застройки. Всего под жилье будет отдано 56% строящихся площадей города-спутника, а зеленые зоны должны занять около четверти всей территории — более 500 га. Запланированная численность населения — 134 тысячи человек.

Собственно же примером рационального природопользования является решение проблемы включения в земли, отведенные для создания города-спутника, заболоченного Кондакопшинского леса с истоком реки Кузьминки, питающей пруды парков Пушкина и Павловска, а также памятников федерального значения — Таицкого и Орловского водоводов.

Согласно предложенному проекту, значительная часть леса и болота, на которых осуществляется водосбор Кузьминки, будут сохранены, а водные объекты защищены охранными зонами. После проведения экологической экспертизы предполагается произвести расчистку водоводов, русла реки и ручьев и осуществить мероприятия по укреплению берегов. Запланировано также создание компенсирующего парка на землях сельхозназначения.

Часть акватории верхового Кондакопшинского болота в соответствии с градостроительным планом отведена под жилую застройку. Для минимизации природных рисков предполагается проведение мероприятий по инженерной подготовке территории. Спектр возможных решений достаточно широк: мелиорация — осушение заболоченного участка; выторфовка — извлечение торфа и его замещение на какой-либо инертный материал, имеющий высокую несущую способность; создание свайного поля, на котором располагается железобетонная монолитная фундаментная плита (последний способ был использован для возведения жилого комплекса «Юнтолово» на землях, созданных путем намыва грунта из Финского залива). Возможно использование и инновационной технологии объемно-массовой стабилизации грунта: в болотистую почву вводятся определенные связующие, которые, вступая в реакцию с водой, образуют грунты требуемого качества. В настоящее время конкретная методика еще не выбрана, однако разработчики проекта заявляют о готовности использовать только самые современные инновационные технологии.

Экологически дружественные порты

Ленинградская область — один из портовых регионов России. В глобальном масштабе развитие портов и подводящей транспортной инфраструктуры имеет колоссальное значение для региона, поскольку создает благоприятные условия для развития его экономики. В природоохранном же аспекте грузовой порт является экологически небезопасным предприятием, однако современные технологии инженерной защиты и компенсационные меры могут свести причиняемый природе вред к минимуму.

Наиболее интенсивно развивающимся универсальным портом региона является Усть-Лужский. Он был создан фактически на пустом месте, по соседству с заповедными зонами в дельте реки Луга в 2001 году. Сегодня в нем работает одиннадцать терминалов, в том числе комплекс по перегрузке угля, универсальный перегрузочный комплекс, терминал перевалки технической серы, терминал перевалки нефтепродуктов. Планируется, что на полную мощность порт выйдет в 2018 году и его грузооборот —180 миллионов тонн в год — превысит совокупный грузооборот всех портов Прибалтики.

Развитие комплекса порта Усть-Луга идет в соответствии с утвержденной схемой генерального плана. В процессе утверждения проект прошел согласования в экологической экспертизе (оценка воздействия на окружающую среду) и осуществляется в соответствии с действующим природоохранным законодательством.


Для снижения воздействия на окружающую среду разработаны и согласованы мероприятия по охране воздуха, почвы, флоры и фауны, а также водных ресурсов региона


Ежегодно проводится локальный экологический мониторинг и производственный экологический контроль, результаты которого предоставляются в природоохранные организации.

В ходе строительства портовых сооружений, дорожной инфраструктуры и площадок для хранения контейнеров были применены инновационные технологии инженерной защиты. Так, для усиления намывного основания использовались геотекстиль и георешетка ГЕО ДС. Уложенные в грунтовое основание геотекстильные полотна создали прочный фильтрационно-разделительный слой для равномерного распределения нагрузок на основание и поддержания стабильности работы дренажа, а георешетки обеспечили надежное усиление территории промышленной застройки порта с эффективным распределением высоких статичных и динамичных нагрузок.

При строительстве наливных топливных терминалов, размещенных на территории порта, для предотвращения техногенных ситуаций на случай аварийного разлива содержимого емкостей в качестве противофильтрационного элемента защитного экрана были применены геомембраны HDPE. В настоящее время продолжается сооружение производственного здания очистных сооружений нефтесодержащих сточных и насосной станции.

Применение перечисленных технологий инженерной защиты способствует увеличению безремонтного времени эксплуатации сооружений порта, а также препятствует проникновению вредных веществ на сопредельные с ним территории, что имеет первостепенное значение для сохранения природных ресурсов и здоровой экологии региона. Управляющая компания порта «Компания Усть-Луга» старается сберечь уникальную экосистему Лужской губы, для чего была разработана и реализуется программа по сохранению и развитию природоохранных зон – Кургальского заповедника и Котельского заказника. Цель программы — пополнение запасов рыбы, увеличение гнездовий птиц, численности зверей и зеленых насаждений.

Отдельным импульсом в осуществлении мер по рациональному природопользованию стало участие управляющей компании порта в российско-финском проекте «Экологически дружественный порт» (2012–2014 гг.).

Еще один пример рационального природопользования — морской порт Приморск, самый крупный специализированный порт по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе РФ, являющийся конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС). В 2013 году порт обеспечил перевалку 63,8 млн тонн нефти и нефтепродуктов.

При строительстве порта были применены новейшие технологии, внедрена система подслойного пожаротушения, создана служба экологической безопасности по ликвидации разливов, закуплено самое современное природоохранное оборудование.

Природоохранная программа порта направлена на разработку самостоятельных защитных механизмов по каждому из компонентов окружающей среды — воздух, земля и вода.

Защита атмосферного воздуха обеспечивается за счет оборудования резервуаров для хранения наиболее летучих видов топлива понтонами и предохранительными клапанами, имеющими диски-отражатели, автоматического контроля за атмосферными выбросами в котельной, соблюдения норм технологического режима на всех объектах, перехода на закрытый слив-налив нефтепродуктов на железнодорожных эстакадах.

На территории порта построены очистные сооружения, которые обеспечивают степень очистки воды до уровня, позволяющего осуществлять ее сброс непосредственно в акваторию. Вся вода, включая поверхностный сток и загрязненную воду из акватории, проходит тщательную многоступенчатую очистку.

Разработана и действует система ликвидации аварийных разливов нефти, включающая расчет степеней рисков разливов нефти и математическое моделирование возможных «сценариев» изменения разливов с учетом времени года, карты экологической чувствительности, а также определены приоритетные защитные зоны.

В 2002 году ООО «Спецморнефтепорт «Приморск» получило сертификаты IQnet, EVROCERT (Белград) и ОQS (Вена), подтверждающие соответствие проводимых природоохранных действий международным экологическим стандартам серии ISO 14001. Компания ООО «Спецморнефтепорт «Приморск» стала призером международной премии «Нефтяной терминал 2006» в одной из самых важных номинаций – «Самый экологически безопасный терминал» и в номинации «За лучшую технологическую оснащенность».

Ленинградская область

Экологически чистая энергетика

Атомная электростанция — предприятие с высокими экологическими рисками, поэтому снижение ее воздействия на окружающую среду до возможного минимального уровня является одним из главных приоритетов предприятия. Безопасность АЭС обеспечивается применением современных технологий и мероприятий инженерной защиты как в ходе строительства станции, так и во время ее эксплуатации. Строящаяся в настоящее время ЛАЭС­-2 в этом смысле станет эталонной для всей атомной отрасли России.

Проект ЛАЭС-2 — результат эволюционного развития наиболее распространенного и технически совершенного типа станций — АЭС с ВВЭР (водо-водяными энергетическими реакторами; в качестве теплоносителя и в качестве замедлителя нейтронов в таком реакторе используется вода).


При нормальной работе такой АЭС радиационное воздействие незначительно, последствия химических воздействий не обнаруживаются, тепловые воздействия опасности не представляют


На станции применены четыре дублирующих активных канала систем безопасности, устройство локализации расплава, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и система пассивного отвода тепла от парогенераторов. Одним из современных видов систем безопасности является установленная под куполом внутренней защитной оболочки реактора (ВЗО) спринклерная система. Циркулирующий по ее трубопроводам раствор борной кислоты автоматически разбрызгивается в случае нештатного повышения температуры внутри гермообъема и охлаждает реактор. Также система умеет связывать радиоактивные изотопы йода, которые высвобождаются при разрыве трубопроводов и утечке теплоносителя. Еще одна функция спринклерной системы — аварийное заполнение бассейна выдержки, если к нему нарушен доступ охлаждающей воды.

Проект ЛАЭС-2 является уникальным для России, поскольку для охлаждения воды в системах оборотного водоснабжения реактора предложено использовать испаряющие градирни на морской воде. Эта технология на территории нашей страны и вообще в северных широтах никогда не применялась. Запланировано возвести три градирни высотой 150–180 метров и с шириной горловины около 80 метров — две для охлаждения первого энергоблока и одну для второго. Возводятся гидротехнические сооружения на свайных основаниях, что при строительстве на местных глинистых почвах является наиболее рациональным вариантом.

При строительстве новой АЭС были применены самые современные технологии строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Это монтаж укрупненного полярного крана, купола внутренней защитной оболочки (ВЗО) двумя частями со смонтированным на них оборудованием, а также монтаж облицовки ВЗО здания реактора максимально укрупненными армированными блоками. Двойная защитная оболочка здания реактора, частью которой является купол, исключает выход радиоактивности в окружающую среду и служит физической защитой от природных и техногенных внешних воздействий, включая землетрясение, ураганы, падение тяжелого самолета.
Теплоизоляция на АЭС осуществляется с помощью отечественных прошивных матов из супертонкого базальта или стекловолокна, кашированных с обеих сторон стеклотканью. Полы покрыты противопожарной и радиационно-стойкой полимерной композицией «Спецпласт-109М». Гидроизоляция оснований энергоблоков обеспечивается с помощью геомембран Sika.

В настоящий момент работы на ЛАЭС-2 ведутся в соответствии с графиком, по которому энергетический объект будет введен в эксплуатацию в 2018 году, еще до завершения исчерпывающей свой ресурс ЛАЭС.

Островки природы

Создание благоприятных для человека условий жизни предполагает выделение зеленых рекреационных зон и сохранение уникальных экосистем. На территории Ленинградской области находится 46 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Они занимают более 586 тыс. га, что составляет 6,8% общей площади региона. Две из них имеют федеральное, 40 — региональное и 4 — местное значение. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обеспечивает охрану и функционирование всех особо охраняемых природных территорий регионального значения: 24 государственных природных заказников, в числе которых, например, широко известные «Комаровский берег» (часть побережья Финского залива в поселке Комарово площадью 180 га) и «Ястребиное» (озеро Ястребиное и его окрестности с выходами скальных пород площадью 629, 5 га), 15 памятников природы и природного парка «Вепсский лес».


В Комитете по природным ресурсам Ленинградской области разработан перспективный план создания новых региональных заказников, закрепленный в схеме территориального планирования региона


Согласно этому документу, до 2035 года предполагается очертить границы 114 новых охраняемых природных территорий. Среди них значатся «Северная Вуокса» (которой решено придать статус национального парка федерального уровня), заказники «Ореховский», «Кузнечное» и «Долина реки Смородинки», памятник природы «Река Величка» и много других уголков нетронутой природы.

В ноябре этого года статус заказника получили «Колтушские высоты», располагающиеся в районе Колтушского, Заневского сельских поселений и города Всеволожск. Первоначально вопрос границ ООПТ планировалось решить в течение двух лет, однако, поскольку территория интенсивно застраивается, по инициативе губернатора области работу пришлось ускорить. Площадь участка составит более тысячи гектаров, что обеспечит сохранение уникального ландшафта, который частично имеет ледниковое происхождение, – на нем находятся живописные холмы с участками старовозрастных лесов и сухих лугов. В дальнейшем в заказнике по инициативе местных жителей планируется создание музея под открытым небом — деревни коренных народов Ингрии, организация кемпинговой зоны, сети пешеходных троп, трех лыжных трасс, конных и велосипедных дорожек.

В ближайшее время возможно появление и еще одного, незапланированного властями области заказника «Токсовские леса и озера» в районе поселений Токсово и Кавголово. Создается ООПТ по инициативе местных жителей. Согласно предварительному плану, в нее входит большая часть Кавголовского озера (кроме застроенной восточной части), кластер озера Хеппоярви с мало нарушенными озерами Мустаярви, Воякоярви и Хенеярви, 54 га нетронутых лесов в долине реки Охты, к юго-западу от Токсово.

В настоящее время проект заказника создан и передан в Комитет по природным ресурсам. Предполагается, что официальный статус новая охраняемая территория обретет к 2017 году. Создание заказника в этом быстро развивающемся районе позволит сохранить благоприятную экологическую ситуацию и повысит качество жизни местных жителей.


Рациональное природопользование — залог успешного развития региона


Этому способствует проведение на территории Ленинградской области государственной политики, направленной на внедрение новых технологий для обеспечения ресурсо- и энергосбережения во всех отраслях экономики, на создание безопасной, экологически чистой, социально полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности. Можно надеяться, что в ближайшие годы каждый житель области сможет ощутить, что живет в богатом и развивающемся регионе по стандартам XXI века.

Дмитрий Киреев

Председатель совета директоров
ГК «Гиперборея»