• Сегодня: Среда, Декабрь 2, 2020

Газопровод «Сила Сибири»

Сила Сибири

Автор:
Александр Бондаревич


21 мая 2014 г. «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили крупнейший в истории российской и мировой газовой отрасли контракт на поставку газа. Рассчитанный на 30 лет договор предусматривает поставку до 38 млрд кубометров газа в год с общей ценой 400 млрд долларов за 30 лет.  В рамках реализации этого исторического соглашения 1 сентября 2014 г. «Газпром» приступил к строительству газопровода «Сила Сибири». По новому газопроводу с якутских и иркутских месторождений через Хабаровский край и Приморье газ будет поставляться в Китай. Грандиозное строительство стоимостью порядка 770 млрд рублей предполагает прокладку 4 тысяч километров труб, через которые будет прокачиваться до 61 миллиарда кубометров газа в год. Газопровод будет проложен в сложных и крайне разнообразных геологических условиях Сибири.

Планы и перспективы

Реализация крупнейшего газотранспортного проекта современности должна коренным образом поменять экономическую и геополитическую ситуацию. География экспорта российского газа будет существенно диверсифицирована – объемы поставок в Китай станут сравнимы по масштабам с поставками в Европу,  а политико-экономические связи России и Китая заметно укрепятся.

Газопровод отчасти пройдет по существующему транспортному коридору нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), еще одного масштабнейшего проекта последних лет (первая очередь запущена в 2009 г., вторая – в 2012 г.). Подобно ВСТО, который стал главным каналом транспортировки в Китай российской нефти, газопровод «Сила Сибири» должен стать главным каналом транспортировки в Китай российского газа.

Первая очередь «Силы Сибири» от Чаяндинского месторождения в Якутии до города Благовещенска на Амуре будет построена к 2018 г., ее протяженность составит более 2200 км. Оттуда начнутся поставки газа в Китай. Затем якутское Чаяндинское месторождение будет соединено с расположенным в Иркутской области Ковыктинским месторождением второй очередью трубопровода, длина которой составит более 700 км. Запасы газа Чаяндинского месторождения оцениваются в 1,2 трлн т, запасы газа Ковыктинского месторождения – 1,5 трлн т. На Чаяндинском месторождении планируется добыча до 25 млрд кубометров газа и не менее 1,5 млн т нефти в год. Обустройство Чаянды начнется в 2015 г., добыча газа должна начаться в конце 2018 г., а первые экспортные поставки в Китай запланированы на 2019 г.

Предполагается, что строительство «Силы Сибири» должно вовлечь в разработку не только Ковыкту и Чаянду, но и другие располагающиеся вдоль трассы месторождения с дополнительными объемами добычи до 25 млрд куб. метров в год. Однако лицензии на разработку этих месторождений принадлежат не «Газпрому»  (единственному экспортеру газа из России, согласно законодательству), а независимым производителям газа, и пока остается неясным, будут ли другие компании допущены к экспорту и хватит ли мощности газопровода на этот дополнительный газ.

После строительства первых двух очередей «Сила Сибири» будет в перспективе присоединена к еще одному недавно запущенному трубопроводу-гиганту – речь идет о газопроводе «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» (первая очередь запущена в 2011 г.), по которому поставляется газ с месторождений Сахалина в регионы Дальнего Востока.

Сила Сибири


Это означает, на всей протяженности территории России – от западных до восточных границ – будет выстроена единая гигантская система магистральных газопроводов


«Сила Сибири» станет основой Восточной газовой программы «Газпрома», предполагающей масштабное развитие газотранспортной системы в Сибири и на Дальнем Востоке – как в интересах местных потребителей, так и с целью наращивания экспортных возможностей.

По последним планам России и Китая, к 2019 г. также должен быть построен газопровод «Алтай», который по западному маршруту через Алтайские горы свяжет месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Таким образом, Россия и Китай окажутся связаны целой сетью крупных газопроводов, которые будут осуществлять поставки газа через несколько ключевых точек на российско-китайской границе (на западе, на востоке и в центре границы).

Но и на этом грандиозные планы не заканчиваются – трубопроводные поставки российского газа могут достичь масштабов всего евразийского континента. Уже сейчас Россия и Индия изучают техническую возможность продления «Силы Сибири» до индийской территории (вероятно, речь может также идти о развитии западного коридора транспортировки российского газа через Алтай). Также существует перспектива поставок газа по газопроводу «Сила Сибири» в Южную Корею, однако на этом направлении возможна конкуренция с сахалинским газом. Что касается поставок газа в Японию, то начало строительства «Силы Сибири» уже успело стать для японцев стимулом к активизации переговоров с Россией. Из-за опасения, что весь газ из Восточной Сибири уйдет в Китай, японцы предложили построить газопровод с Сахалина на северный японский остров Хоккайдо с перспективой продления до Токио – при этом России будет предоставлен доступ к участию в газораспределении и электроэнергетике в Японии.

Сила Сибири

Энергетика и экология

Как Россия, так и Китай рассчитывают благодаря строительству газопровода «Сила Сибири» оптимизировать свою энергетику и решить некоторые экологические проблемы.

Для России, помимо формирования единой газотранспортной системы страны, «Сила Сибири» может стать основным каналом транспортировки и экспорта попутного нефтяного газа, добываемого на сибирских месторождениях. В последние годы в России были предприняты значительные усилия для того, чтобы попутный газ не сжигался на факелах, а накапливался и использовался. В 2012 г. «Роснефть» добыла 16 млрд кубометров традиционного и попутного газа, в 2013 г. – уже 38 млрд кубометров, а  в 2014 г. компания планирует добыть 55 млрд кубометров. В Сибири и на Дальнем Востоке «Роснефть» планирует увеличить добычу в десятки раз с нынешних 1,6 млрд кубометров в год. Однако создание инфраструктуры для транспортировки и хранения попутного газа требует значительных затрат, а со сбытом имеются проблемы. Поэтому в данный момент рассматривается возможность присоединения «Роснефти» и других производителей попутного газа (речь идет о компаниях «НоваТЭК» и «Сургутнефтегаз») к экспорту через «Силу Сибири». Представители «Газпрома» возражают против этого, так как для скорейшей окупаемости проекта «Газпром» намеревается прокачивать через новый газопровод собственный газ в больших объемах (кроме того, «Газпром» не желает лишаться своего статуса единственного экспортера российского газа). Если все же «Сила Сибири» останется полностью за «Газпромом», то «Роснефть», по всей видимости, займется строительством собственного экспортного газопровода.

Еще одним важным эффектом от строительства «Силы Сибири» станет газификация южной Якутии и иных районов Сибири и Дальнего Востока.


Трасса газопровода выбрана с расчетом на то, чтобы газифицировать максимальное количество населенных пунктов


Для местных жителей и предприятий это означает сокращение расходов на энергию, что должно существенно повысить эффективность местной экономики. Кроме того, проект «Сила Сибири» поможет в полной мере загрузить мощности новых ЛЭП, строящихся в Якутии, так как они будут задействованы при электрификации Чаяндинского месторождения.

Для Китая строительство «Силы Сибири» и других газопроводов из России может стать в буквальном смысле глотком чистого воздуха. Китайская Народная Республика является крупнейшим в мире производителем и потребителем угля – уголь является основой китайской энергетики. В результате сжигания угля выбросы углекислоты в Китае достигают колоссальных масштабов, загрязнение воздуха в Пекине и других крупных городах в семь раз превышает допустимую норму, а знаменитый китайский смог уже стал притчей во языцех. Для исправления сложившейся экологической ситуации Китай планирует к 2020 г. увеличить потребление газа до 400 млрд кубометров в год, но собственная газодобыча сможет обеспечить Китаю лишь около половины потребностей, а значит, импорт газа из России является для китайцев насущной необходимостью.

Экологические риски, которые создает само строительство «Силы Сибири», к счастью, относительно невелики. Это связано как со сравнительно высокой экологичностью газа как вида топлива, так и с тем, что новый газопровод будет отчасти построен в транспортном коридоре нефтепровода ВСТО, а значит, масштабы нового вмешательства в ландшафт будут существенно снижены. Между тем, при строительстве самого ВСТО дискуссии вокруг возможных экологических рисков имели большое значение: в итоге по предложению Президента России Владимира Путина трасса нефтепровода была перенесена на расстояние не ближе 40 км от северного берега озера Байкал, что стало одной из причин задержки реализации проекта.

Сила Сибири

Строительство и экономика

1 сентября 2014 г. Владимир Путин официально запустил строительство газопровода «Сила Сибири» – церемония соединения первого звена трубы состоялась в районе якутского села Ус Хатын.

Общие инвестиции в строительство трубопровода, в создание всей необходимой газотранспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке и в подготовку месторождений Чаянды и Ковыкты оцениваются в 55 млрд долларов. Ориентировочная стоимость собственно «Силы Сибири», согласно презентационным материалам проекта, составит 770 млрд рублей . Изначально планировалось, что «Газпром» сможет профинансировать проект за счет предоплаты по контракту с Китаем в размере 25 млрд долларов. Однако в ноябре 2014 г. глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что у компании есть все возможности для самостоятельного финансирования проекта (то есть без авансовых платежей). Ранее представители «Газпрома» опровергли появившиеся в СМИ сообщения о том, что из-за отказа от авансовых платежей запуск газопровода будет сдвинут на два года.

Поставку труб для «Силы Сибири» планируют осуществлять Трубная металлургическая компания (ТМК), Объединенная металлургическая компания (ОМК), группа ЧТПЗ и Ижорский трубный завод «Северстали» – эти компании выиграли лоты общей стоимостью 7 млрд рублей по результатам первых конкурсов в рамках проекта, проведенных еще в июне 2013 г. Для строительства потребуется в общей сложности 2,5 млн т труб, в период до 2018 г. планируется поставить 1,7 млн т. К началу строительства ОМК уже отгрузила более 30 тыс. т труб.

Российская металлургия, таким образом, уже ощутила положительный эффект от начала реализации грандиозного проекта, который должен повлиять на многие отрасли экономики и способствовать развитию нескольких крупных регионов страны.


Предполагается, что на строительстве «Силы Сибири» будет задействовано порядка 15 тысяч человек


Более 3 тысяч человек впоследствии будут задействованы при эксплуатации газопровода. В основном это будут кадровые специалисты «Газпрома» и его подрядчиков, но  для обслуживания газовых месторождений и компрессорных станций будут привлекаться и местные кадры. Кроме того, ожидается существенный синергетический эффект в других связанных отраслях, таких как строительство и сфера услуг – ведь для обслуживания грандиозной стройки потребуется привлекать множество подрядчиков и поставщиков. Для Дальневосточного федерального округа, население которого составляет чуть более 6 млн человек, это предполагает значительное увеличение числа рабочих мест, в том числе высокооплачиваемых.


В целом строительство должно увеличить обороты предприятий Сибири и всей страны на сумму более 700 млрд рублей


От реализации Восточной газовой программы «Газпрома» российские бюджеты всех уровней должны получить почти 4 триллиона рублей в период до 2030 г. Региональный бюджет Якутии от освоения одного только Чаяндинского месторождения должен получить дополнительно более 250 млрд рублей.

В более отдаленной перспективе строительство «Силы Сибири» должно стимулировать появление новых производств, городов и поселков вокруг газовых месторождений, а также поспособствовать росту существующих промышленных центров за счет доступа к более дешевой и удобной энергии. Появление на Дальнем Востоке огромных объемов нефти и газа (благодаря ВСТО, газопроводу «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» и строящейся «Силе Сибири») предполагает развитие в дальневосточных регионах нефтехимических и газохимических производств, подобно тому, как это происходит в европейской части России. Хотя дальневосточный нефте- и газохимический комплекс придется создавать практически с нуля,  его создание будет совершенно необходимо для развития промышленности и построения высокоэффективной экономики на российском Дальнем Востоке (иначе вместо продажи продуктов переработки нефти и газа в Китай может возникнуть невыгодная ситуация, когда их придется покупать у китайцев).

Строить нефтегазохимические производства выгоднее вблизи мест добычи углеводородов (это снижает затраты на дополнительную инфраструктуру), а значит, что такие проекты, как трубопроводы ВСТО и «Сила Сибири», проходящие через районы ключевых нефтегазовых месторождений, должны стать осями новых районов промышленного развития России.

Геология и география

В инженерном отношении «Сила Сибири» является весьма сложным проектом.


Это самая крупная стройка в мировой газотранспортной отрасли: предполагается проложить около 4000 км труб, и эти трубы пройдут по огромным малоосвоенным пространствам Сибири, сквозь тайгу и болота, через горы и крупнейшие сибирские реки


И все это в условиях резко континентального климата с крайне холодными зимами, что, естественно, предъявляет особые требования к строительству и эксплуатации газопровода.

На начальном участке первой очереди строителям предстоит пересечь реку Лену, к северу от которой находится Чаяндинское месторождение, затем – Становой хребет. На завершающем участке первой очереди должен быть осуществлен переход реки Амур для обеспечения связи с Китаем. При соединении «Силы Сибири» с газопроводом «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» придется пересечь Амур еще один раз, а по пути через Амурскую область, Еврейский автономный округ и Хабаровский край придется пересекать практически все основные левые притоки Амура.

Отчасти строительство «Силы Сибири» упрощается благодаря использованию существующего транспортного коридора нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Однако уже после постройки ВСТО произошло масштабное наводнение 2013 г., которое показало, во-первых, необходимость развития системы инженерно-защитных сооружений в долине Амура, а во-вторых, необходимость интенсификации строительства каскадов ГЭС на крупнейших притоках Амура, чтобы зарегулировать его сток (это позволит снизить угрозу катастрофических наводнений). При строительстве «Силы Сибири» придется внимательнее учитывать связанные с природными факторами риски, а также брать в расчет возможное изменение гидрологии региона в будущем, после создания новых гидроэлектростанций и водохранилищ.

Таким образом, строительство газопровода «Сила Сибири» на ближайшие несколько лет становится крупнейшим инженерным вызовом для России и важнейшим вложением средств в развитие инфраструктуры страны.

Александр Бондаревич

Журналист журнала "Инженерная защита"